Воскресенье, 23 января 2022, 22:35
Пасмурно -16°

Опросы

Православный праздник Крещения Господня отмечают 19 января. С ним связано множество народных традиций. Будете соблюдать какие-то обряды?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Дел много, и хорошо! Конечно, такая награда — это приятно и немного волнующе. Так что будем работать дальше.
— Дел много, и хорошо! Конечно, такая награда — это приятно и немного волнующе. Так что будем работать дальше.
Троицкий художник Александр Назаров о получении почетной грамоты от президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.
А Волка из работы «Жил-был пес» цитируют до сих пор. Фото: Союзмультфильм

Нарисованные. Лучшие. Свои

А Волка из работы «Жил-был пес» цитируют до сих пор. Фото: Союзмультфильм
А Волка из работы «Жил-был пес» цитируют до сих пор. Фото: Союзмультфильм

28 октября, День анимации, любители мультфильмов отмечают как самый долгожданный праздник. Встречают его, словно Новый год. Конечно, не салатом оливье и бокалом шампанского, а показом мультфильмов. Их создатели даже устраивают кинопросмотры и вспоминают бестселлеры мировой анимации. О том, что такое современный мультфильм, «НО» поговорили с руководителем школы анимации Александром Серебряковым из Щербинки.

Утопить нельзя рисовать

А вот Эмиль Рейно, если бы, конечно, мог, навсегда бы вырвал этот день из календаря. Он, изобретатель первой в мире анимации, в 1895 году просто пришелся не ко двору. Появившийся кинематограф потеснил Рейно настолько, что ему ничего не оставалось, как утопить свои анимации в Сене. Рейно был убежден, что больше о них никто и не вспомнит.

Наоборот! Через 15 лет француз Эмиль Коль возьми и создай свой первый анимационный фильм. «Фантасмагория» уже имела и главного героя, и сюжет. Она даже помирила анимацию и кинематограф. Хотя бы потому, что первый полноценный мультфильм он снял на пленку.

Жучки на веревочках

И пока во всем мире анимация медленно, но верно заявляла о себе, в России вообще творилось нечто странное. Биолог по образованию, Владислав Старевич, решил снять обучающий фильм о битве жуков-рогачей за самку. Вовсе и не думая прибегнуть к хитростям анимации.

Поставил свет, камеру. Посадил в бокс самцов-рогачей. Начал снимать и понял: а самцы-то пассивны. Света стесняются и, как тараканы, либо разбегаются в разные стороны, либо вообще не показывают никакой борьбы. Проблема! Но Старевич не растерялся. Препарировал жуков, прикрепил к их лапам проволочки и сделал из них кукол, сняв все кадр за кадром. Так и появилась отечественная кукольная анимация.

Время Диснея

Ну а Уолт Дисней пошел дальше. Впервые успех пришел к нему в начале 1920-х. В рисованный мир он ввел реального персонажа — Алису, отправившуюся в страну чудес. Актриса снималась на фоне рисованных передвигающихся картинок, попадая к героям сказки Льюиса Кэрролла. Успех!

Благодаря Уолту Диснею и его герою Микки Маусу появилась студия «Союзмультфильм». Фото: BERT REISFEID / DPA / ТАСС
Благодаря Уолту Диснею и его герою Микки Маусу появилась студия «Союзмультфильм». Фото: BERT REISFEID / DPA / ТАСС

Тем временем мировая анимационная индустрия продолжала развиваться. Поэтому Дисней задумался о создании собственной студии, о которой заговорил весь мир. Стоило лишь придумать Микки Мауса.

Спасибо мышонку

В это непросто поверить, но за создание «Союзмультфильма» нужно сказать спасибо тому самому Микки Маусу. В 1934- м Дисней отправил на Московский кинофестиваль пленку с короткометражками о мышонке. И когда у нас увидели картину, то все оказались в восторге! Сюжет, интрига, плавность движений. Красота! И в 1935 году принимается решение о создании студии «Союзмультфильм», которая училась делать мультфильмы по западному образцу. Позже советский и российский режиссер-мультипликатор Леонид Шварцман даже скажет:

— Работы студии Диснея были для нас в какой-то степени эталоном. Вот говорят, что писатели вышли из гоголевской шинели. А создатели мультфильмов выросли в штанишках Микки Мауса! Многие ведущие наши и режиссеры, и художники были под большим влиянием студии Диснея.

Люди поняли, что будущее как раз за анимацией. Это тот же фильм. У него должны быть режиссер, сценарист и целая группа людей, стоящих за образами персонажей. А когда мультфильмы стали показывать по телевизору, на советском экране началась анимационная революция. Режиссеры, аниматоры, сценаристы, думая, чем удивить зрителя, придумывали один мультфильм за другим. Идея сделать лучше просто захватывала умы мультипликаторов. Иногда настолько, что они пропускали гениальный сценарий и брались за другой, который так и не выстреливал. Так было с известным «Ну, погоди!» Когда авторы написали первые три серии и стали искать режиссера для съемок картины, то их коллеги отказывались, считая написанное глупостью. Пока Вячеслав Котеночкин не прочитал задумку и не понял: «Что-то в этом есть».

Мир 3D

«Ну, погоди!» выходит и сейчас. Правда, если в 1960-х каждая сцена детально вырисовывалась вручную, то теперь все это делается на компьютере. А современные аниматоры в отличие от своих предшественников теперь не рисуют персонажей, а просто отвечают за их поведение «на сцене». На экране перед ними уже отрисованный герой.

— И главная задача аниматора — оживить его. То есть если вам надо показать то, как он берет со стола чашку, этот вопрос как раз к нам, — говорит аниматор Александр Серебряков. Казалось бы, что такого — поднять предмет со стола. Но! Есть сценарий, есть обстоятельства и есть характер героя. Аниматор должен придумать, как персонаж будет это делать.

— Может быть, в прыжке... — говорит Александр.

Сначала он набрасывает много разных вариантов. От самых простых, где герой просто поднимает предмет, до самых сложных, где он, например, сначала кувыркается в воздухе. А потом выбирает самый подходящий.

— Но придумывать что-то от себя мы не можем. Все шаги прописаны заранее, — говорит Александр. — И в коммерческой анимации они сводятся к минимуму. С одной стороны, кажется, что скучно все делать по написанному, с другой — попасть в нужную идею тоже надо уметь.

Но не стоит думать, что работа аниматора очень скучна. Например, только благодаря этим людям мы можем представить, как вообще двигаются вымышленные персонажи.

— Например, того же дракона в природе не существует. А нам нужно понять, как он летит, — говорит Александр. Приходится искать природные аналоги. Если дракон должен летать, то самое простое — посмотреть, как это будет делать птица. По крайней мере и человеку такой полет покажется более убедительным.

— Мы еще отвечаем за «актерскую» игру персонажа. То есть наделяем его различными эмоциями. Они у всех одинаковые: страх, испуг, гнев. Где-то глаза нужно округлить, где-то наморщить лоб и покраснеть. Все достаточно стандартно. Но эмоцию, словно костюм, нужно примерить на героя. Если персонаж большой и он улыбается, то должен делать это широко, пропорционально телу, — говорит Александр. — Так что за это мы тоже отвечаем.

По словам аниматора, если сравнивать принципы советской и российской анимаций, то никаких отличий мы не найдем. Если, конечно, не брать в расчет, что тогда все делалось вручную, а теперь на компьютере. Просто в то время мультфильмы делались для себя: не было сроков, ограниченного бюджета. Сценарии также продумывались режиссерами, художники рисовали персонажей... Просто изменилось время.

Интересно:

Любимый советский мультик «Ну, погоди!» запрещен в Финляндии. А во всем виноват Заяц: слишком жесток он оказался по отношению к Волку. Режиссер и сценарист Эдуард Назаров целый год писал сценарий к мультфильму «Жилбыл пес», хотя картина по хронометражу составила всего 11 минут.

Внешность дяди Федора в «Трое из Простоквашино» меняется в зависимости от серии не случайно. Команда картины так и не смогла договориться о том, как должен выглядеть герой.

Новости партнеров