Пятница, 24 сентября 2021, 08:31
Пасмурно 9°

Опросы

Всемирный день без автомобиля ежегодно отмечают 22 сентября. Праздник призван популяризовать пешие и велосипедные прогулки. А каким транспортом вы предпочитаете пользоваться?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— 95 процентов правильно подобранных тренировок и всего 5 процентов везения.
— 95 процентов правильно подобранных тренировок и всего 5 процентов везения.
Серебряный призер Кубка мира по лыжероллерам, спортсмен из Троицка Илья Безгин о своей формуле успеха
Ветеран Сергей Михайлович Разинков. Фото: Владимир Смоляков

И на войне есть место везению

Ветеран Сергей Михайлович Разинков. Фото: Владимир Смоляков
Ветеран Сергей Михайлович Разинков. Фото: Владимир Смоляков

Чудеса на фронте случаются. И житель поселения Десеновское Сергей Михайлович Ра зинков подтверждает эти слова. На его счету 26 боевых вылетов в качестве стрелка-радиста и ни одного ранения.

Война застала Сергея Михайловича в тот момент, когда он поехал из области в Курск поступать в летную школу. В его семье летчиков не было. А вот ему захотелось. Интересно же. Он уже прошел медкомиссию, принес все документы. И вот — объявление о войне.

— Родители даже не знали, вернусь я домой или нет, — вспоминает Разинков.

Обстановка была напряженная с первых дней. Немецкие войска прорвали границы СССР так быстро, что думалось: вот-вот — и они придут в Курскую область. Здесь они оказались уже осенью 1941-го.

— Враг был совсем близко. Фактически мы уже убегали из своих домов. Сначала нам нужно было перебраться в Воронеж. Для этого приходилось пересекать Дон. Что творилось на переправах! Чтобы быстрее перебраться, солдаты даже дрались между собой, — вспоминает Сергей Михайлович.

Из Воронежа семью Разинкова направили в Пензенскую область. Там 15-летний Сергей получил специальность комбайнера и проработал им до 1943-го, пока его не призвали на фронт.

Частично желание Разинкова летать исполнилось: шесть месяцев его обучали на воздушного стрелка-радиста. Не пилот, конечно. Зато авиация!

Затем его отправили в Казань, где он изучал будущий самолет, на котором ему придется летать, — Пе-2 — самый массовый бомбардировщик Второй мировой войны. Да и, наверное, один из самых сложных.

— Столько сил для этого надо было. Особенно физических. Но голод... Помню, в первые дни выменял свои полушубок и валенки на мерзлую картошку, чтобы хоть какую-нибудь еду раздобыть. В кабину самолета подняться не могли, — вспоминает Сергей Михайлович. — Но знаете, какое у нас чувство патриотизма было! Никакие трудности не были страшны.

Ветеран Сергей Михайлович Разинков во время войны служил воздушным стрелком-радистом. Фото: из личного архива
Ветеран Сергей Михайлович Разинков во время войны служил воздушным стрелком-радистом. Фото: из личного архива

Курс обучения на «пешке» (так называли самолет Пе-2. — Прим. «НО») подходил к концу. Многих уже отправили на фронт. Но только не экипаж Сергея Михайловича. Как будто что-то уберегало его от передовой.

— Вдруг приходит указание: нас направляют в Кострому переучиваться на новые самолеты, — рассказывает ветеран. — В общем, на фронт я попал в июне 1944-го. И на долю Сергея Михайловича выпало освобождение Белоруссии, Польши, Варшавы, Восточной Пруссии.

— Самыми страшными оказались бои за Кенигсберг (Калининград. — Прим. «НО»). Он несколько раз переходил из рук в руки, — вспоминает Сергей Михайлович.

Казалось, что каждый вылет мог стать последним. Хоть вооружение советских летчиков и было хорошим, но все равно они попадали под прицельный огонь немецких зениток и далеко не всегда оставались невредимыми.

— Но каким-то чудом за все месяцы на фронте я не получил ни одного ранения, — улыбается Сергей Михайлович. — Удача ли, везение... Не знаю, как это назвать. Я жил только надеждой на то, что все будет хорошо.

А в 1945-м пришло и понимание: скоро войне конец. Экипаж Разинкова уже летал к окрестностям Берлина. Город был практически взят.

— Победа уже чувствовалась. Мы базировались в Польше. Там это особенно ощущалось. С местными общались очень хорошо. Даже на танцы в дом культуры с полячками ходили. К нам относились как к освободителям. Все как единый народ, — рассказывает Сергей Михайлович.

 

ФАКТ:

Освобождение Кенигсберга

Для защиты Кенигсберга немецкое командование создало три кольца обороны. Чтобы освободить город, с советской стороны привлекали солдат, которые имели опыт уличных боев. В частности, военных, которые участвовали в освобождении Сталинграда. По штурмовым отрядам и группам были распределены химические войска: семь огнеметных батальонов, рота фугасных огнеметов (основанных на метании зажигательной смеси) и пять рот ранцевых огнеметов (оружие для ведения ближнего боя).

В штурме Кенигсберга участвовали около 106 тысяч советских солдат.

Хроника:

 По его воспоминаниям, самым тяжелым оказалось освобождение Кенигсберга. Фото: ТАСС
По его воспоминаниям, самым тяжелым оказалось освобождение Кенигсберга. Фото: ТАСС

1 марта 1943 освобожден Демьянск.

2 марта вошло в историю как Корюковская трагедия — самая масштабная карательная операция Второй мировой войны, в результате которой погибли 6700 человек.

2–31 марта Калининский и Западный фронты провели одну из самых непростых операций — РжевскоВяземскую. Благодаря ей удалось отодвинуть линию фронта на 130–160 километров от Москвы. Правда, считать эту операцию успешной все равно нельзя, поскольку основные немецкие силы на этом фронте уничтожить так и не удалось.

4 марта началась Старорусская наступательная операция на Северо-Западном фронте. В ходе нее советские войска должны были прорвать немецкую оборону недалеко от Пскова, а потом выйти в тыл противника под Новгородом и Ленинградом. Но план выполнить не удалось. Каждый день потери с советской стороны составляли более шести тысяч человек. Операция закончилась 19 марта. За 16 дней удалось освободить несколько десятков квадратных километров лесов и болот.

Новости партнеров