Четверг, 18 апреля 2024, 09:43
Пасмурно 11°

Опросы

Ежегодно 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Знаете ли вы, в каком из населенных пунктов Новой Москвы находиться музей, в котором часто гостил Александр Пушкин?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
— Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
директора Центра культуры и спорта «Медведь» Кристина Тумасяна
7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева

Балалаечных дел мастер

7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева
7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева есть уникальная коллекция балалаек

Балалайка заметно выделяется среди прочих музыкальных инструментов — хотя бы потому, что многие не воспринимают ее всерьез. А зря! Почему? Об этом «НО» поговорили с Романом Бузылевым, музыкантом из ансамбля «Русские скрепы» Дома культуры «Звездный» в преддверии Дня балалайки, который отмечают 23 июня.

Частушки для царя

Хотя балалайка — инструмент старинный, ее «именной» праздник появился в календаре лишь несколько лет назад. Постепенно подобные торжественные даты входят в моду. К примеру, День фортепиано впервые отметили в 2015 году.

День балалайки не отмечали до 2008-го, пока коллега и хороший товарищ Романа Бузылева, Дмитрий Белинский, не решил, что это несправедливо. «Балалайкиным» днем стало 23 июня, и неслучайно.

— Это дата первого упоминания балалайки в документе «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» от 1688 года. Но она совсем невеселая, — говорит Роман. — Царь Алексей Романов велел собрать все балалайки и сжечь.

А все потому, что балалайка — шутовской инструмент, который прекрасно подходил для исполнения частушек. Их сочиняли про все и всех, даже царя «удостоили». Вот и поплатились. Второе упоминание о балалайке от 1700 года тоже необычное. За ямщиками Верхотурского уезда (сейчас Свердловская область. — «НО») гонялся дворовый (крепостной, обслуживающий семью помещика. — «НО») «и бил их балалайкой». Универсальный инструмент!

есть уникальная коллекция балалаек. Двухгрифовая электробалалайка
Двухгрифовая электробалалайка

Стерпится — слюбится

Роман познакомился с трехстрункой в детстве — в музыкальном кружке, куда его привел папа. Тот очень любит русскую народную музыку и был уверен, что сын должен научиться играть на балалайке. Конечно, мальчик сопротивлялся. Тогда балалайка была не в почете. То ли дело — гитара. Но со временем балалайка стала неотъемлемой частью жизни Романа. С ней он исколесил полмира. Что называется, стерпелось — слюбилось, и крепко: балалайка вдохновляла Бузылева на эксперименты. Например, он первым в СССР сделал электробалалайку. Если бы запатентовал ее, то, возможно, смог бы прославиться.

— Сейчас она в полуразобранном состоянии, я на ней не играю, — говорит Роман. — А в середине 1980-х ради нее отдал половину зарплаты на нужные примочки. Их приходилось покупать сразу, как только они появлялись на прилавках. Дефицит!

Многоликая трехструнка

За коллекцией музыкальных инструментов в мастерской Романа спрятался уникальный экземпляр: двухгрифовая электробалалайка. Выглядит, будто два инструмента соединили между собой, а сверху и снизу натянули по четыре струны.

— Я нарисовал эскиз, выпилил форму, а уже мастера сделали грифы, — рассказывает Роман.

А всего в коллекции музыканта около десяти балалаек — не так уж и много, считает Роман. Чтобы купить хороший инструмент, приходится потратиться. Тем более что нужен он Роману не только для игры, но и для тех самых «балалаечных» экспериментов. Один инструмент, к примеру, Бузылев практически превратил в гусли. Хоть по форме он и остался балалайкой, зато звучит совсем иначе. Роман всего-то расширил и уменьшил гриф, а вместо привычных трех струн натянул четыре с разной высотой звучания.

— Я пытаюсь разработать на ней новые приемы игры. Например, на четырехструнной балалайке перебор (гитарный прием) дает большие выразительные возможности, — объясняет Роман. — А если взять смычок, то звучание балалайки напоминает скрипку.

 — инструмент из Вьетнама, похожий на нашу балалайку
Инструмент из Вьетнама, похожий на нашу балалайку

Идеи переделать балалайку и придать ей новое звучание приходят от того, что у нее не такие уж большие возможности: на изначальных трех струнах далеко не уедешь. А так как Роман еще умеет играть на гитаре, фортепиано и духовых, ему есть с чем сравнить. Вот музыкант и пытается показать, что балалайка способна на многое. Она, как живой организм, развивается и в технических возможностях, и в репертуаре, и в приемах игры. У Романа есть электронная мидибалалайка, которая может звучать как фортепиано или «петь» как птица. Она — единственная в мире: сделана по индивидуальному заказу Романа.

Сестры с непохожими голосами

Инструменты, схожие с балалайкой, есть в разных странах мира. И историки, к слову, до сих пор не могут с точностью сказать, где ее все-таки изобрели.

— В дан-дане (инструмент из Вьетнама) дека (основа, в русской балалайке она треугольная. — «НО») округлая и сделана из шкуры питона. А когда нажимаешь на одну струну, фактически играешь по всем. Резонаторное отверстие у нее (откуда выходит звук. — «НО») у нее на задней деке. Ладов тоже нет — играть приходится на слух, — показывает Роман инструмент, напоминающий маленькую мандолину. И вроде бы визуально русские и вьетнамские «сестры» похожи, а «голос» у азиатской все равно не наш, восточный.

— Причина проста: на дан-дане струны из другого материала и корпус другой формы из кожи. А каждый материал, как известно, обладает своей звуковой окраской, — поясняет Роман.

Еще в его коллекции инструмент из Турции — саз. На нем три струны, уже сдвоенные, и задняя стенка сделана в форме тыквы. Хотя она, как и русская, из дерева.

Как таможенники плясали

Где только не бывал Роман со своей верной спутницей. Музыкант — заядлый горнолыжник. В сети есть видео, где он спускается с горы и играет на балалайке. Этого, наверное, больше никто не умеет!

— Однажды я отыграл концерт в Италии, вернулся в Москву, взял лыжи и с компанией снова полетел туда, но уже кататься. На таможне посмотрели на меня странно: зачем, мол, езжу туда-сюда, — говорит Роман.

Он объяснил. Но таможенники были непреклонны. Тогда Роман взял балалайку (он всегда возит ее с собой) и сыграл прямо на месте. Таможенники плясали и хлопали в ладоши! И после с радостью пустили в страну. А как же иначе, ведь, по наблюдениям Романа, русскую балалайку хорошо знают в Европе. В прошлом году игру Романа оценила певица Мирей Матье, когда тот выступал во Французском посольстве в Париже. Да и вообще, на концертах собираются тысячи зрителей. Так что недооценивать балалайку нельзя. Она еще и не такое покажет.

Новости партнеров