Юрий Норштейн: Занимаюсь непонятным искусством

Автор: Светлана Михайлова
Мультипликатор Юрий Норштейн
Мультипликатор Юрий Норштейн

Студии «Союзмультфильм» 10 июня исполняется 80 лет.

Юрий Норштейн — легенда отечественного кинематографа, которого мы в первую очередь любим за мультфильм «Ежик в тумане», созданный на «Союзмультфильме», провел творческую встречу, на которой поделился самым сокровенным.

Юрий Борисович, что для вас такое — культура?

Это когда что-то неизвестное становится известным, важным и необходимым.

Становится спасением. Искусство — часть культуры, искусство всегда часть целого.

А мультипликация — это искусство?

Безусловно! Для меня она меньше всего кинематограф, с которым ее объединяет лишь способ нанесения изображения на пленку и прокручивания пленки через проектор. В остальном — это непонятное искусство, оно сравнимо для меня прежде всего с литературой, а потом с театром.

Мультипликация — это тайны сознания и чувства, помещенные на пленку.

Как вы считаете, когда человек начинает творчески воспринимать действительность?

В детстве. Это важнейшее время для становления творческой личности. Умение видеть мир по-особому закладывается именно тогда. Детские переживания сильнее, чем взрослые. С течением жизни впечатления разворачиваются к нам торцом, и мы проходим мимо них, стремясь к различным целям, чаще всего бессмысленным. Одному своему студенту, детство которого прошло в глухом азиатском ауле, я как-то сказал: «Смотри, как тебе повезло! Ты видел и чувствовал такую фактуру! Старые ткани, растрескавшуюся штукатурку…» Такое сложно придумать и нарисовать, а его глаза и руки помнят все это с рождения.

А что оказало влияние на ваше творчество?

Всего и не перечислишь! Какие-то образы, переосмысливаясь, входят в мое творчество. Скажем, работая над мультфильмом «Шинель» и персонажем Акакия Акакиевича, я подолгу рассматривал картины Гойи и малых голландцев. Изменчивость лица героя, его постоянные метаморфозы подсказал скульптурный Брут Микеланджело. В образах «Сказки сказок» тоже много всего слилось, от мифов до классических живописных полотен. Там и Леонардо да Винчи, и итальянский иконописец Джотто… А прообразом поэта неожиданно стал Николай Гумилев. Мой постоянный соавтор — моя жена Франческа, неутомимый труженик, замечательный художник, миры и персонажи моих мультфильмов созданы ее рукой. Но поэта она рисовать отказалась. Я делал наброски всю ночь, и появился портрет, с характерным жестом руки, своеобразным освещением. Годы спустя я увидел фотографию Гумилева, которая сейчас стала одним из самых известных его снимков. Я поразился сходству с моим поэтом! Своим студентам я всегда показываю рисунок своей внучки Яны как пример удачной композиции. На рисунке маленькая девочка, а рядом — три чуть изогнутых вертикальных линии с двумя жирными точками посередине. Девочка — это сама Яна, а вот эти линии — мои тренировочные штаны.

Мы с внучкой ходили за грибами, перед выходом я зашил дырки на коленках...

Дети — исключительные художники! Они не только отлично чувствуют перспективу, динамику, но и с легкостью могут объяснить логику происходящего и почему все на их рисунке изображено именно так.

Есть ли надежда, что юные художники станут вашими продолжателями?

Да, я надеюсь на молодых.

На детей. Надеюсь, что в этом обезумевшем мире их начнут учить вниманию ко всему живому. Дети должны быть погружены не только в искусство, но и в природу, в человеческую психологию. Они должны понимать, что у них есть родители. Что родители — смертны. Что они сами — тоже смертны.

Это по-настоящему воспитывает личность. Если бы мы не были смертны, мы бы не занимались искусством. А зачем? Нас бы тогда ничего не интересовало. Какие могут быть проблемы, конфликты, если бы человек жил вечно? Только искусство расширяет границы человеческого существования и наполняет его смыслом.

Кстати, о границах. В 2012 году увеличилась столица, новую территорию называют Новая Москва. Каким бы мультперсонажем она была?

Это был бы угловатый любопытный подросток, доброжелательный и подвижный, с ломающимся голосом, угловатыми движениями, но очень обаятельный, которому много дано. Каким он вырастет —неясно, но задатки у него есть!

Кстати

По результатам опроса 140 мультипликаторов и кинокритиков в 2003 году, мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане» признан лучшим мультфильмом всех времен и народов.

Цитаты

Любимые фразы из мультика «Ежик в тумане»

— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.

Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.

— Ну что ты молчишь? — Я верю, — сказал Ежик.

— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. …

— Думает, думает, — проворчал Муравей. — Что бы стало в лесу, если б все думали. — Я Ежик. Я упал в реку.

— Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил кто-то. — Я отвезу вас на берег.

— Если я не буду протирать звезды каждый вечер, — думал Ежик, — они обязательно потускнеют.

 



Новости СМИ2