Четверг, 28 марта 2024, 16:05
Переменная Облачность 9°

Опросы

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Знаете ли вы, в каком из учреждений Новой Москвы помогают людям с расстройствами аутического спектра?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
— Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
директора Центра культуры и спорта «Медведь» Кристина Тумасяна

Воздушное удовольствие

Воздушный шар может быть не только круглым, но и квадратным, треугольным и так далее. Вот только чем сложнее конструкция, тем сложнее его будет поднять. Понадобится больше разогретого воздуха.

Научиться летать так же, как птицы, мечтали многие ученые. Конструкцию первого воздушного корабля придумал еще Леонардо да Винчи. И только через четыре столетия это стало возможно. 30 сентября 1906 года небо Франции украсили 16 воздушных шаров. Здесь стартовали первые международные состязания пилотов этих летательных аппаратов, которые впервые изобрели в XVIII веке.

В 1781 году Кавелло стоял в своем кабинете и пускал мыльные пузыри. И если бы кто-то увидел мужчину за таким несерьезным делом, точно бы покрутил у виска. Сумасшедший? Нет! Итальянский ученый. И наполнял он те самые пузыри водородом.

В его небольшой стеклянной колбе, после нескольких нехитрых для ученого махинаций, скопился водород. Он по специальной трубке уходил в мыльный раствор, из которого получались пузыри, легко поднимающиеся в воздух.

— А если закачать водород в шар, он тоже сможет легко подняться в воздух, — подумал Кавелло, представляя себе принцип работы будущего воздушного шара.

Правда, изобрести это «воздушное удовольствие» он в итоге так и не смог. Зато через два года его задумку продолжили братья Монгольфье. Сначала они пытались наполнить тканевый шар водородом, но тот быстро проходил через его стенки. Да и газ на тот момент был слишком дорогим для подобных экспериментов.

— Есть еще одна особенность водорода. Он способен взрываться в смеси с кислородом, если его поджечь. При комнатной температуре такого не происходит, — рассказывает Андрей Наумов.

И братья Монгольфье начали использовать обычный воздух. Правда, горячий.

— Из школьного курса известно: если взять газ, абсолютно любой, и нагреть, то при высокой температуре его плотность будет меньше, чем газ, который его окружает (проще говоря, вещество внутри воздушного шара будет легче, чем окружающий его воздух. И ему ничего не останется, как подняться вверх. — «НО»). Это и есть закон Архимеда, — рассказывает Андрей Наумов.

Воздух вокруг будет как бы выталкивать шар вверх. Но здесь нужно учесть и еще один фактор.

— Это — материал, из которого изготовлен сам воздушный шар. Чем легче ткань, тем проще конструкции подняться в воздух, — продолжает ученый.

И если сейчас для воздушных шаров изготавливают специальные легкие ткани, которые на отечественном рынке называются капрон и лавсан, то французские изобретатели обходились подручными средствами. Свой аэростат они сделали из холста.

В 1783 году полет первого «монгольфьера» (так назвали воздушный шар. — «НО») весом 230 килограммов, поднявшегося на высоту около двух километров, даже засвидетельствовали специальным актом, который направили во французскую Академию наук. И через некоторое время аэростаты начали появляться один за другим.

— Потом, кстати, аэростаты наполнялись гелием. Это — легкий газ, но от него тоже вынужденно отказались. Слишком дорогой. А вообще, гелий — это побочный продукт при нефтегазовых добычах. И в России у нас его довольно много. Но сейчас воздушные шары в основном используют для развлекательных целей и наполняют их обычным воздухом. Конструкция «устройства» достаточно проста. Делают оболочку, снизу ставят горелку, благодаря которой температура воздуха в шаре возрастает, и за счет этого он поднимается вверх. Известные «китайские фонарики» работают по такому же принципу, — рассказывает Андрей Наумов.

Что самое интересное, необязательно, чтобы воздушный шар был овальной формы. Он может быть прямоугольный, многоугольный. Это ни на что не влияет.

— Даже есть международный фестиваль, на котором показывают воздушные шары в виде самовара, сапога, звезды, космического корабля. В общем, у кого на что фантазии хватит. Правда, здесь есть тоже одно «но». Чем сложнее форма воздушного шара, тем больше материала уйдет на его изготовление, а следовательно, нужно больше подогреваемого газа, — говорит Андрей Наумов.

Кстати, сильно высоко, например до безвоздушного пространства, на воздушном шаре вы улететь не сможете.

— Максимум он поднимется до того уровня, когда плотность воздуха в шаре и за его пределами сравняется, — комментирует ученый.

Новости партнеров