Суббота, 27 апреля 2024, 02:36
Пасмурно 15°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Тайны подземных лабиринтов

Рязановское. 17 сентября 2017 года. Спелестолог Александра Храмцова показывает подземную железную дорогу в Девятовских каменоломнях. Фото: Михаил Савкин
Рязановское. 17 сентября 2017 года. Спелестолог Александра Храмцова показывает подземную железную дорогу в Девятовских каменоломнях. Фото: Михаил Савкин

Любовь к разгадыванию загадок — она родом из детства. А Новая Москва — настоящая энциклопедия для тех, кому интересно разгадывать ребусы истории. Множество интересных открытий для себя можно сделать, так сказать, на поверхности — в прямом смысле этого выражения. Но корреспондент «НО» решил усложнить себе задачу.

Группа спелестологов (специалисты, занимающиеся изучением искусственных пещер и подземных сооружений, не использующихся по прямому назначению (старых каменоломен, рудников и так далее). «НО») ожидает меня у Девятовских каменоломен. Эта система больше известна как «Силикаты» — полости естественных пещер протяженностью около 11,5 километра на территории ТиНАО. Добыча известняка началась здесь в XVII веке и завершилась в XIX: исчез спрос на него.

Сегодня подземные системы облюбовали поклонники экстремального туризма. Но история этих мест куда интереснее самых острых ощущений.

Колодезный лаз

Отправляемся на поиски железной дороги. По словам Александры Храмцовой, спелестолога со стажем, в подземных системах до сих пор сохранились рельсы. Какие рельсы? Для чего они? Мои провожатые заговорщицки молчат, сохраняя атмосферу загадочности. Спускаемся в широкий колодец глубиной около восьми метров и сразу ныряем в узкий проход, ведущий к гротам с железной дорогой. Ползти до них — испытание: высота лаза меньше метра, ширина тоже не позволяет чувствовать себя комфортно. Даже у тех, кто не боится замкнутых пространств, ощущения будут не из приятных: лазейка сырая и холодная. А как представишь, что над головой тонны известняковых пород, в дрожь бросает...

Старинные рельсы

Находимся на глубине почти 15 метров. Освещаем дорогу фонарем... Ух, да тут настоящие подземные лабиринты! А по дну проложены... стальные рельсы. Сперва решил, почудилось во мраке. Но, присмотревшись, обнаружил: стою на древней узкоколейке метров 100 длиной. Может, это недостроенный тоннель метро? Но нет: в штреках не слышен гул поездов.

Поднимаю кусок рельса. Провожу по нему лучом фонаря. На кусок подземной железной дороги непохож. Присматриваюсь и вижу маленькие болтики, скрепляющие куски рельсов. На очищенной от ржавчины плоскости проступает дата изготовления.

— Части узкоколейной дороги здесь оставили рабочие, проводившие в каменоломнях работы по добыче камня, — высказывает предположение Алексей Дегтярев, специалист по истории подземной Москвы. — Размер рельсов мог отличаться в зависимости от целей проводимых работ.

Глубокая столовая

Двинулись дальше. Идти по штрекам непросто, в некоторых местах высота потолка становится ниже, даже приходится передвигаться на корточках.

— По этим рельсам в начале XIX века гоняли вагонетки с добытой породой к ближайшему выходу из каменоломни, — подсказывает Алексей. — За время, прошедшее с тех пор, сюда могли свалить немало исторического «добра».

Под ногами — не только обломки вагонеток, но и старые кастрюли, вилки, ложки.

Не иначе камнедобытчики здесь столовались? По словам специалистов по изучению каменоломен, такое вполне могло быть, поскольку это очень разветвленная система, и иногда рабочим приходилось здесь и отдыхать.

...Фонарь моргнул из последних сил и ослеп. Пора на поверхность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Михаил Шапочкин, археолог

Подземная Москва порождает множество слухов и легенд. Никто за все время изучения столичных недр так наверняка не узнал о тайных и загадочных ходах, а некоторым из них уже более трех веков. Сегодня изучение древних подземелий является площадкой для восстановления деталей и белых пятен в процессе развития 870-летнего города, поскольку недра столицы напоминают термитник, испещренный ходами. К началу XIX века центр Москвы уже был изрыт во всех направлениях. А XX век прибавил к проложенным ходам новые, по которым прошли поезда метро и протянулись коммуникации.

Новости партнеров