Столетние новости: «Поэзо-концерт» произвел фурор

Автор: Анастасия Островкова
Игорь Северянин. Фотоархив Wikipedia
Игорь Северянин. Фотоархив Wikipedia

14 апреля 1914 года в газете «Русское слово» написали о том, что  воскресный «поэзо-концерт», на котором «представлялся» Москве Игорь Северянин, привлек в Большую аудиторию Политехнического музея массу публики.

«Каждое стихотворение покрывалось восторженными «бис» и «браво». На эстраду летели бутоньерки. «Лекторскую» штурмовали толпы поклонниц. Между прочим, любопытно, что ни один футурист не посетил вечера. Очевидно, Игорь Северянин окончательно предан анафеме и отлучен от воинствующего футуризма. Начался «поэзо-концерт» кратким рефератом В. Ф. Ходасевича. Докладчик разбирал Игоря Северянина исключительно как поэтическую индивидуальность, не касаясь его принадлежности к литературной школе.

Игорь Северянин по словам докладчика, типичный поэт нашей современности. Многое в нем, конечно, от дурной современности. Воспеваемые Северянином будуары, кокотки, автомобили, бипланы, — все это, конечно, лишь накинь «гнилой, как рокфор, культуры», и если бы Северянин этим ограничился,—он не был бы истинным поэтом. Но в душе Северянина живет мечта о чем-то высшем, более прекрасном и чистом, чем бешеный хоровод современного города. В его душе горит порыв к солнцу и свободе. «Солнце нас не выдаст, солнце не забудет». Этот порыв — главная ценность и оправдание поэзии Игоря Северянина.

После реферата состоялось чтение «поэз». Выступали г-жи Ильнарская, Морская, Рындина, Селиванова и в заключение сам автор. Из артисток только одной г-же Рындиной удалось дать художественное воплощение исполняемым ею «поэзам». От остальных же капризная муза Северянина ускользнула совершенно. Игорь Северянин, встреченный публикой громом аплодисментов, собственно, не читал, a распевал свои стихи.

Манера, которую нельзя отрицать хотя бы из-за ее почтенной древности. Ведь, она была уже принята во времена античных рапсодий. К сожалению, мотивы, на которые распевал свои стихи Игорь Северянин, были слишком однообразны и не делают чести выбору автора. Доминировали «поэзы светские», воспевающие «жено-клубы», автомобили, ликеры и проч., и «поэзы программные», в которых поэт излагает свое крайне смутное миросозерцание. Правда, в прекрасных стихах.

Чистая же лирика, в роде прелестной «Ты ко мне не вернешься» или трогательной «Интуиты на смерть К. М. Фофанова», составляющая главное очарование поэзии Игоря Северянина, — отсутствовала».



Новости СМИ2