Вторник, 22 октября 2019, 12:43
Пасмурно 9°

Созерцая — познавай: предпоказ выставки фарфоровых кукол прошел в Рязановском

Фарфоровые куклы Олины Вентцель. Фото: Анна Быкова

В минувшую среду, 10 июля, в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» поселения Рязановское прошел предпоказ выставки костюмированной фарфоровой скульптуры «Хрупкий образ совершенства» из собрания Музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Корреспондент газеты «Новые округа» посетил мероприятие и попробовал понять, чем же так привлекательны и интересны куклы в наше время.

Справка

Представленная выставка посвящена 80-летию со дня рождения члена Союза художников России, художника театра и кино Олины Вентцель. Она начинала свой путь в кино. В далеком 1964 году ее дипломной работой был костюм Гамлета для Иннокентия Смоктуновского в одноименном черно-белом советском фильме Григория Козинцева.

Художник доброго сердца

Последние 20 лет она занималась авторской куклой. Произведения мастера хранятся во многих европейских музеях, в частных коллекциях Мирей Матье, Пола Маккартни, Королевы Дании Маргрете II. Именно Олина Вентцель сумела одной из первых среди художников, скульпторов, модельеров, в 80-х — 90-х годах XX века увидеть в авторских коллекционных куклах огромный творческий потенциал.

— Она была мудрой, жесткой, но доброй женщиной. Она расшифровывала человека буквально за несколько встреч и любила людей. Олина постоянно приводила к себе в мастерскую детей, рассказывала и показывала им, как изготавливать куклы. Ее куклы – это инструмент познания мира, через них можно увидеть историю, — рассказал директор музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Александр Генкин.

Художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский. Фото: Анна Быкова

— Олина идеально подмечала характеры людей, с помощью костюмов могла передавать образы. Однако она показывала даже отрицательных персонажей добрыми. Она делала их не такими какими они были, а какими они должны были бы стать. В этом и есть ее чудо, — сообщил художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.

Какие они, эти куклы?

Стандартные размеры авторской фарфоровой куклы в мире — 60-64 сантиметра. Благодаря уникальному подходу в работе, экспонаты Олины Вентцель достигают 180-ти сантиметров, и у каждого из них можно двигать руги, ноги, голову, создавая тем самым свои сюжетные линии.

— В мире почти нет подобных кукол, такие работы считаются невозможными. Фарфор — материал очень тяжелый, капризный, производство одной работы занимает от трех месяцев до полугода. Для создания необходимы специальные печи, их рабочая температура достигает 1600 градусов. Фарфоровые части это: голова, грудь, руки и ноги. Все остальное крепится на специальный каркас, тело набивное, текстильное. Как правило, мы выставляем работы в специальных декорациях. Здесь мы инкорпорировали экспонаты в пространство усадьбы, — отметил директор музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Александр Генкин.

На многих куклах используются старинные антикварные ткани, кружева, элементы украшений. Работы не претендуют на историческую достоверность в плане костюмов. Олина Вентцель передает образ, эпоху, свое видение художника XXI века.

Фарфоровые куклы Олины Вентцель. Фото: Анна Быкова

— Например, раньше не было дефиле высокой моды. Во времена Римской империи из столицы в дальние провинции отправлялись корабли с куклами в костюмах моды будущего сезона, чтобы местная аристократия могла сшить одежду по подобию. Дворянству в Российской империи везли кукол из Франции для этих же целей, — рассказала искусствовед Елена Егорова.

Олина Вентцель считала, что через куклу дети смогут получить знания об окружающем мире легко и свободно, органично и весело. Она, как хорошая книга, музыка или кинолента.

— Это действительно великие произведения искусства и мастерства. Эти изумительные куклы должны стать достоянием большого количества людей, — писала в письме Ее Величество Королева Дании Маргрете II.

Глаза кукол художницы как бы смотрят из изнутри. Будто у них есть душа. За счет этого кажется, что они живые и прямо сейчас начнут двигаться и скажут пару слов. Доброта Олины Вентцель живет в этих куклах и передается каждому, кто их увидит. Девиз художницы и сотрудников музея — «Созерцая прекрасное, познавать» и он как нельзя лучше подходит настоящему искусству.