Пятница, 26 апреля 2024, 18:10
Пасмурно 21°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев
Фото: PERSONASTARS

Сергей Пускепалис: Счастье может быть только мимолетным

Режиссер, актер Сергей Пускепалис назначен заместителем художественного руководителя МХАТа имени Горького. С ним «НО» встретились в первый день его работы в новой должности.

Фото: PERSONASTARS
Фото: PERSONASTARS

— Сергей, деликатный вопрос: как к вашему назначению отнеслась Татьяна Доронина, которая по сути, вынуждена разделить с вами власть?

— Мы очень бережно будем относиться к наследию Татьяны Васильевны. Понимаем, что пережил театр за эти 30 лет в «свободном плавании», отстаивая свои принципы. Не берусь судить, права ли была Татьяна Васильевна, разделив Московский Художественный театр на два. Как не судят своих родителей, так и я не берусь судить Татьяну Васильевну и Олега Ефремова. Мое назначение, по мнению министра культуры России, должно быть свежим ветром, новым импульсом для горького МХАТа, но ни в коем случае не разрушителем.

— Спектакли Дорониной останутся в репертуаре?

— У Татьяны Васильевны есть тревога, некая настороженность, но я повторяю, что мы с огромным уважением относимся к ее деятельности и сделаем все, чтобы театр пользовался популярностью у зрителей, чтобы на спектаклях был аншлаг, и даже речи не идет о том, чтобы убрать из репертуара ее спектакли.

— Наверняка вы решили, что сами будете ставить в театре?

— Пока нет. В настоящее время я репетирую премьеру в Театре Олега Табакова по произведению Лескова «На ножах».

— А вы ведь сыграли главную роль в современной версии чеховской пьесы «Дядя Ваня» — «Дядя Саша».

— Насколько в фильме сохранились чеховские мотивы? На мой взгляд, эта история абсолютно чеховская, потому что в ней есть надежда. Все мы работали с любовью к Антону Павловичу.

— Чеховские герои вам близки?

— В свое время я поставил спектакль «Три сестры» и разбирал подробно чеховский текст и персонажей. По мнению критиков и публики, спектакль получился. Значит, мне удалось сделать чеховских героев близкими, родными для зрителей, а это главное.

— У Чехова есть герои-циники, например, доктор Астров в «Дядя Ване». Циником называют и режиссера Александра Гордона.

— Нет. Гордон изображает из себя циника, а на самом деле он идеалист, романтик. Для него цинизм — форма защиты. Саша Гордон очень нежный, тонкий человек. И в фильме нет ни грамма цинизма.

— На канале «Культура» в проекте «Уроки русского» вы замечательно читали прозу Сергея Довлатова. Алексей Герман-младший снял фильм про жизнь Довлатова, который скоро будет в прокате. А если бы вам предложили сыграть знаменитого писателя?

— Я озвучивал Довлатова в документальном фильме Романа Либерова «Написано Сергеем Довлатовым». А с творчеством Довлатова познакомился, когда стала выходить литература, которая до этого или была запрещена, или просто не издавалась, и произошло это довольно давно. Для меня честь — читать произведения русских классиков. Если говорить о роли Довлатова в кино, вряд ли бы решился сыграть его. Озвучивать — одно, а играть — другое.

— Кто ваши любимые русские классики?

— Салтыков-Щедрин, Лесков, безусловно, Пушкин. Как режиссера меня привлекает в произведениях этих авторов сочетание предельной ясности и сложности. Лично я не представляю, как снять фильм по Салтыкову Щедрину или Лескову, хотя очень бы хотел.

— На какого героя русской литературы вы похожи?

— Когда у меня спрашивают: «Кто ваш герой?» — не задумываясь, отвечаю: «Телегин из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Телегин — это я. Рекомендую пересмотреть экранизацию «Хождение по мукам», где Юрий Соломин потрясающе сыграл Ивана Телегина. Хотя сейчас Константин Худяков снял новый фильм по этому роману, и очень хороший. Но меня тоже там нет.

— А что общего между вами и Телегиным?

— Вы знаете, многое. Как и Телегин, я очень спокойный, уравновешенный, пытающийся понять точку зрения другого человека.

— Что вы думаете о счастье? Может, это только у русских людей тоска по счастью? В вашем фильме «Клинч» по пьесе Алексея Слаповского щемящая ностальгия по счастью. И Онегин с Татьяной упоминаются.

— Счастье — краткий миг, который я бы сравнил с восхождением на вершину альпиниста. Он идет, преодолевая трудности, проклиная все на свете, но идет ради того, чтобы взобраться на высоту. И там минута счастья! Но она мимолетна. Потому что дальше — путь к новой серьезной высоте.

— У вас очень талантливый сын — Глеб Пускепалис. К сожалению, он не так часто снимается в кино, как мог бы...

— Почему же не часто? Только что сыграл главную роль в фильме режиссеров Глеба Росса и Георгия Заозерского «Спасти бумагу». Я видел картину, и, на мой взгляд, она очень актуальная, острая, современная.

Справка

Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. Отец — литовец, мать — болгарка. В 1985 году окончил Саратовское театральное училище, а в 2001 году в Москве окончил режиссерский факультет РАТИ. Работал режиссером в Самарском театре «Понедельник».

С мая 2003 года по 2007 год Сергей Пускепалис — главный режиссер Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина. С 2007 года — режиссер-постановщик Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Для постановок спектаклей приглашается самыми известными драматическими театрами России.

Новости партнеров