Режиссер Юрий Быков: Феллини — квинтэссенция художественного и осмысленного

file6fnkgh1h3dwyq3ngo3j
Режиссер Юрий Быков, получивший приз имени Григория Горина за лучший сценарий фильма «Дурак», после церемонии закрытия XXV Российского кинофестиваля «Кинотавр» в «Зимнем театре» в Сочи. Фото: «Вечерняя Москва»

В столице стартует ретроспектива фильмов итальянского режиссера Федерико Феллини. Организатором данного проекта выступает компания «Иноекино». Жители города смогут увидеть картины — «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной» и «Амаркорд» с 25 по 27 марта в кинотеатрах «Формула Кино Горизонт». Корреспондент газеты «Новые округа» побеседовала с режиссером, сценаристом и актером, звездой телесериала «Метод» Юрием Быковым и узнала, как он относится к творчеству Феллини.

— Как Вы считаете, сохраняют ли фильмы Феллини сегодня актуальность? Популярны ли они среди молодежи?

(Смеется). Я думаю, что актуальности массовой они не сохранили. Это фильмы глубоко антикварные, но в этом их и прелесть, потому что для человека, который видит в окружающей действительности одни и те же процессы на протяжении многих веков и на протяжении всей истории человечества, эти фильмы актуальны.

Фильмы, которые снимал Феллини, — это квинтэссенция кинематографа, и по смыслу, и художественно, и я с удовольствием пойду на эту ретроспективу. Надеюсь, что там будет чуть больше заинтересованных в искусстве лиц, чем я мог бы предположить (смеется). Хотя я думаю, что круг лиц будет ограничен. Но, чем черт не шутит! Надежда умирает последней.

— Как Вы считаете, оказали ли фильмы Феллини влияние на Вас?

— На меня — безусловно. Я, как и любой нормальный кинематографист (я подчеркиваю это слово сейчас —  не выдающийся, не талантливый, а просто нормальный), должен был не просто изучать, а хотя бы ознакомиться с тем, что такое — Феллини, Висконти, Антониони, Трюффо, Годар и так далее. Все они повлияли на меня. Это же квинтэссенция художественного и осмысленного, но это еще и яркий пример того, что такое легкость кино, полет художественной мысли. Это очень простой, яркий и внятный пример гениальности в кинематографе. Я думаю, что Феллини как был синонимом кинематографа, так он и останется. И слава Богу.

Есть ли у Вас любимые фильмы Феллини?

Я думаю, «Ночи Кабирии». Потому что Мазина — это какое-то чудо, которое не должно было появиться на этой планете, но она появилось, и в этой картине она наиболее ярко раскрылась. Трагикомизм этой истории, мне кажется, наиболее удачен… Удачен нельзя говорить, ибо все фильмы Феллини удачные. Но почему-то мне эта картина ближе и дороже всех.

— Какие еще работы общепризнанных режиссеров хотели бы Вы увидеть в кино?

—  На меня, непосредственно, оказали влияние американские режиссеры 70-х — Пакула, Шлезингер, Коппола. Социальное кино 70-х — это я очень часто во всех интервью говорю — мне ближе. Оно понятнее, конкретнее. Да и советское кино 60-70-х тоже повлияло на меня: такие режиссеры, как Панфилов, Бондарчук-старший, Герман-старший. Мощь и человеческого, и режиссерского высказывания, актерских работ, драматургии — мне кажется, золой век нашего кино — это, опять же, 60-70-е. Такие фильмы, как «Начало», «Судьба человека», «Летят Журавли» Калатозова, знаменитые шестидесятники — Данелия, Панфилов — это тоже мои учителя, и я рад, что я увидел это, что я этих людей застал живыми. Это столпы и нашего, и мирового кинематографа.

— Я бы хотела выразить признательность за восторг, который испытала от Вашего фильма «Дурак». Что Вас вдохновило на создание этого фильма?

— То же, что и вдохновило меня на создание картин «Майор», «Жить» и моей будущей картины под названием «Завод». Я думаю, это проблематика сегодняшнего дня и желание сохранить то самое здравомыслие, про которое я сказал. Чтобы все-таки люди, которые еще способны адекватно и критически оценивать реальность, знали, что они не одиноки. И я только этим и руководствуюсь. Я делаю кино для людей, которые хотят видеть правду и хотят о ней думать. Мне кажется, что это важно. По крайней мере, в то время, в котором это максимально непопулярно с точки зрения коммерции.



Новости СМИ2