Вторник, 24 ноября 2020, 01:39
Пасмурно 3°

Опросы

Международный День матери отмечают 29 ноября. В честь этого праздника в Новой Москве организуют творческие вечера в онлайн-формате. Какое мероприятие было бы для вас интересно?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Благодаря верным действиям властей в этот сложный период, финансовый план столицы на следующий год остается социально ориентированным. Согласно проекту, на эти цели мы направим 56 процентов всех расходов бюджета Москвы,
— Благодаря верным действиям властей в этот сложный период, финансовый план столицы на следующий год остается социально ориентированным. Согласно проекту, на эти цели мы направим 56 процентов всех расходов бюджета Москвы,
Депутат Московской городской Думы Степан Орлов
Инфографика
конкрус
25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яков- левское». Фото: Виктор Хабаров

Революция Никиты Фролова

25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яков- левское». Фото: Виктор Хабаров
25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яковлевское». Фото: Виктор Хабаров

В принципе, сегодняшняя история — она о том, что все возможно. Если захотеть. Ну и если работать, конечно. По-настоящему.

Когда Никите Фролову поступило предложение занять место руководителя культурного центра «Яковлевское», он на мгновение задумался, а потом поехал посмотреть — а что это и где? У него, молодого саксофониста, ученика Мстислава Ростроповича, жизнь в целом шла размеренно — компетентное управление крупными частными проектами в сфере арт-образования, концерты по всему миру, сольные и с сестрой, концертирующей пианисткой Елизаветой Фроловой, которая входит в топ-6 молодых пианисток Европы, является стипендиатом фонда Владимира Путина и профессором в нескольких парижских консерваториях; а когда-то и уроки для представителей бизнес- и политической элиты.

Словом, очень свободный график интеллектуально развитого человека, который ставит перед собой большие цели и формирует себя сам. Увидев огромное здание когда-то явно процветавшего учреждения, Фролов не сказал ничего плохого, но сразу же живо представил то, каким масштабным проектом это было когда-то. А в те времена сюда приезжали труппы Большого, устраивались выставки Третьяковки, проходили концерты звезд советской эстрады и функционировал любительский оркестр. Но теперь это была другая реальность. И тут его что-то будто замкнуло: а если попытаться это возродить — в полном смысле этого слова? И он сказал — «да». Вот так вот, легко и даже не вникая. Культурный

Юрий Клепалов и его «Серебряные стру- ны». Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"
Юрий Клепалов и его «Серебряные струны». Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"

центр «Яковлевское» на самом делеочень большой — пять с половиной тысяч квадратов, один из самых больших в Новой Москве. С прекрасным концертным и спортивным залом, а также бункером, где базировался штаб безопасности Министерства культуры РСФСР. Но к моменту появления там Никиты к культуре и искусству эти квадраты имели весьма косвенное отношение. Но в целом Никита, который на тот момент имел значительный управленческий опыт в сфере культуры и искусства, оценил все увиденное позитивно, чем удивил многих людей, которые были критически настроены в плане перспективы развития культуры в ТиНАО. Вместе с констатацией того, что работать предстоит много, пришло и желание что-то изменить.

Для Фролова, как для личности пассионарной, это стало очередным вызовом самому себе.

Тронула его и история Дворца культуры. Шутка ли: учреждение открылось еще в начале 1980-х годов и принадлежало тогда совхозу-комбинату имени 50-летия СССР. Крупный совхоз был известен на весь Союз, не случайно же именно в стенах этого Дворца культуры снимали когда-то «Песню года» и давали концерты звезды эстрады. А еще ступени «Яковлевского» помнят звук шагов самого Фиделя Кастро — тогда еще совсем молодого, но именно сюда, а не куда-то еще приехавшего посмотреть на успехи совхозников и позаимствовать их опыт. Что было потом — понятно: вместе с крушением СССР совхозный размах начал постепенно теряться, а затем и Дворец культуры пришел в упадок. Когда к Москве были присоединены новые территории, у учреждения тоже начался новый этап. Но на работу это сильно не повлияло. Не повлияло до тех пор, пока в культурном учреждении не появился новый директор. Который каждый день приезжает сюда из Большой Москвы.

Действовать решительно и резко

— Конечно, многим это представлялось очень странным. Человек из старой Москвы, который концертировал и руководил международными арт-проектами, вдруг приезжает сюда «возрождать культуру», — Никита вспоминает лето, которое сейчас кажется очень далеким. — Думали, что ему — мне — здесь надо? Как может быть так, что у человека на самом деле может возникнуть желание создать процветающее культурное учреждение? Эта озадаченность и мне очень понятна.

Постперестроечная пора научила людей не особо верить в обещания и «благие намерения», тем паче, что известно, куда ведут вторые. Впрочем, никаких обещаний Фролов не давал и красивых слов говорил мало. Но действовать начал решительно и резко. Для начала — прекратил проведение выставок, привез свой звук и свет, выселил арендаторов: культура — так культура. А потом начал восстанавливать пространства, не дожидаясь бюджетных средств, пустив на него свои личные средства. Не потому что «гулять — так гулять», а потому что культурное место, как известно, начинается с вешалки. Не мог он это «лицо» сделать непривлекательным. А еще ему, наверное, нужно было показать, что он и правда хочет перемен.

Недоверие отступило, но не отпускало.

— Помню, как в один день мне рассказали об обеспокоенности Татьяны Разбоевой. Многие думали, что с моим приходом начнутся какие-то серьезные перемены, в частности что команда будет максимально переформатирована.

Но зачем увольнять тех людей, которые живут культурой и искусством? Для них надо создавать максимально комфортные условия работы. И вот с Татьяной Николаевной мы стали не только коллегами, но и большими друзьями. Мне очень хочется поддерживать фольклорное направление в нашем учреждении и развивать наших артистов.

Подвиг в Чернобыле

Заслуженный работник культуры Татьяна Разбоева — легендарная личность.

Изумительный фольклорный ансамбль «Кладец» они создали вместе с мужем, Вячеславом Урсковым, и посвятили ему свои жизни. Огромное горе пришлось пережить Разбоевой, когда мужа не стало… Сейчас «Кладцем» и не менее легендарным хором «Московская сторонушка» она занимается вместе с не менее талантливым человеком — руководителем оркестровой группы Владимиром Кулаковым. Именно этот человек сегодня формирует оркестровый почерк проекта. — У «Сторонушки» — своя история, отдельная. Представляете, их в свое время, еще совсем молодых, отправили поддерживать ликвидаторов Чернобыльской аварии, — рассказывает Никита Фролов. — Они выступали в Чернобыльской зоне без всякой защиты, поддерживая людей… Последствия понятны, правда? Это подвиг, конечно же... Трое суток выступали для ликвидаторов аварии без сна и отдыха. Я вот разбираю архивные документы в свободное время, читаю свободными вечерами письма, воспоминания коллег тех лет, смотрю фотографии — все это так трогает… Буду ходатайствовать, чтобы на высоком уровне наш хор отметили!

Не художник, а уникум

Слово «наш» Никита произносит уже на автомате, не замечая. Он уже так чувствует. Да и вообще больше говорит не о себе, а о тех людях, которые стали для него открытием. Как и он для них, очевидно… Теперь ему самому странно, что всего этого в его жизни могло не быть.

Гордость же за то, что уже успели сделать здесь — оправдана. Сейчас на стенах культурного центра можно, например, увидеть картины Де Кирико, Матисса и Шагала — и правда, как будто художники забежали сюда на денек-другой и расписали стены. Но это, конечно, расписывали не они. Активность всегда создает притяжение. И Никита пригласил в Яковлевское Ангелину Светлову.

— Она уникум, а не художник, — рассказывает Фролов. — Была признана, между прочим, лучшим рисовальщиком Строга-новки в 2016 году! Обновленные студии в культурном центре разделяются по цветам, с выдумкой. В Серой студии, эдаком современном лофте, украшенном интерпретацией Матисса, «царство» Ангелины Светловой — тут изучают академический рисунок, графику, в том числе портретную, и живопись. В Зеленой мастерской, интеллектуальный досуг — тут проходят открытые уроки различных студий. Лиловая мастерская стала камерным репетиционным пространством, в котором занимаются акустической гитарой, балалайкой, вокалом и сценической речью.

В Оранжевой — пространство замечательной художницы и педагога Аллы Морозовой, дети и взрослые знакомятся с основами фундаментальной и современной живописи, рисуют акварелью и гуашью, пастелью и маслом. Ждет своего открытия Мятная мастерская. Еще тут занимаются футболом, фитнесом, существует даже рок-группа «Электрокактус».

— Танцевальное направление у нас вообще очень сильное, — добавляет Никита с гордостью. — Работает много оченьталантливых людей, в частности Юлия Крыжановская, Мария Кислова, Александр Алешин. Это педагоги-вдохновители. Но и администрирующий персонал у нас соответствующий — экономисты крутые, отдел кадров, концертное и событийное обеспечение. Без такой поддержки созидать сложновато. А еще у нас активно развивается пространство библиотеки! Увидев на моем лице явный скепсис, Никита вспыхивает и немного обижается: — Да у нас отличная библиотека с редким книжным фондом. И в нее ходят! Сам бы не поверил. Но вообще на самом деле Департамент культуры Москвы за последний год очень много сделал и в целом, и в частности для того, чтобы переосмыслить библиопространства. Вообще хочется поблагодарить Департамент культуры за то, что сегодня в Москве так возрастает интерес к культуре и искусству. Команда Александра Кибовского очень бережно патронирует все это и развивает, так что хочется и себя ощущать причастным к этому.

Фидель Кастро в Яковлев- ском. Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"
Фидель Кастро в Яковлевском. Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"

Золотая россыпь талантов

В январе этого года в Яковлевском прошел I Открытый фестиваль народного искусства «Золотые россыпи», посвященный памяти Вячеслава Урскова. Посетили его около двух тысяч человек — показатель, скажем прямо, мощный и для основной Москвы. Учредителями фестиваля выступили Никита Фролов, администрация поселения Новофедоровское в лице главы Геннадия Пензова, с которым новый директор, по его словам, также находится в очень хороших конструктивных взаимоотношениях, а также настоятель храма в Белоусове Сергий Байдаков и директор Новофедоровской музыкальной школы Евгений Клепалов.

Кроме того, Фролов ходатайствовал перед Императорским обществом относительно награждения Татьяны Разбоевой, и в рамках фестиваля из рук князя Дмитриева она получила звание «Женщина мира». А 27 апреля тут откроется еще один фестиваль, хореографический.

— Его идейным вдохновителем будет Сергей Мельников, знаменитый балетмейстер, который ставил хореографию и был руководителем ансамбля «Русь», — рассказывает Никита. — И на этот фестиваль к нам уже аккредитованы проекты из регионов России. А еще в здании культурного центра располагается музыкальная школа. У нее руководитель тоже уникальный — Евгений Клепалов. Они с отцом, Юрием Клепаловым, выступают в рамках знаменитого дуэта «Серебряные струны» — балалайка и гитара, двадцать лет на сцене. Если все их регалии и награды перечислять, до ночи пальцы загибать будешь. Так вот, мы с Евгением Юрьевичем уже много лет гастролируем вместе, да и просто дружим.

Рамками Яковлевского местные таланты не ограничиваются. «Кладец» за последние полгода побывал на гастролях уже дважды, причем оба раза в довольно экзотических местах — в Катаре и Мьянме.

В Катаре принимали участие в большом культурном фестивале, который поддерживает в том числе и эмир Катара, а в Мьянме у ансамбля был настоящий гастрольный тур, в том числе он выступал и перед легендарной личностью, Аун Сан Су Чжи — лауреатом Нобелевской премии мира 1991 года, министром иностранных дел и государственным советником Мьянмы, что в нашей госструктуре соответствует должности премьер-министра. Это ли не потрясение? Своя награда не так давно появилась и у Никиты Фролова: в конце марта директор культурного центра «Яковлевское» стал победителем премии «Менеджер года 2017». Диплом он получил в Каминном зале Дома экономиста из рук председателя жюри Владимира Ресина и первого вице-президента Вольного экономического общества Виктора Красильникова. Впрочем, об этом Никита говорить не очень хочет — нескромно как-то. Его больше волнует, что, рассказывая про Яковлевское, он успел назвать не всех, кого хотел бы. Слишком много всего произошло…

— Не бросишь, нет? — спрашиваю напоследок.

Никита смотрит непонимающе. Мол, а как это можно бросить? Это настоящее.

Когда люди так много умеют сами и так многого хотят добиться. Когда они поверили — и ему, и себе… И вместо ответа показывает в телефоне фотографию. На ней сияет архитектурной подсветкой огромный культурный центр. В первый момент я его и не узнала… — Это новогоднее оформление у нас вот такое было благодаря Департаменту культуры и мэру Москвы Сергею Собянину.

«У нас», — замечаю я. Значит, не бросит.

 

Новости партнеров