Пятница, 29 марта 2024, 10:49
Небольшой Дождь 6°

Опросы

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Знаете ли вы, в каком из учреждений Новой Москвы помогают людям с расстройствами аутического спектра?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
— Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
директора Центра культуры и спорта «Медведь» Кристина Тумасяна
Фото: Олег Фролов в роли старшины Шемякина.

Никакой голливудчины

Фото: Олег Фролов в роли старшины Шемякина.
Фото: Олег Фролов в роли старшины Шемякина.

Наверное, не было в истории нашей страны такой страшной осени, как в 1941 году, когда будущее государства, народа висело на тонком волоске. И тогда дорогу врагам преградила горстка храбрецов. 24 ноября на экраны выходит фильм «28 панфиловцев». Картина о простых мужчинах, шагнувших с окровавленного снега в легенду.

История «панфиловцев» известна нам со школьной скамьи: 28 героев под командованием политрука Василия Клочкова сумели за несколько часов ожесточенного боя уничтожить у разъезда Дубосеково под Волоколамском восемнадцать немецких танков, не пустив врага к Москве. И большая часть без малого двухчасового фильма посвящена именно этому бою. Одному бою, может быть, изменившему ход всей отечественной истории. И пусть современные критиканы спорят, были панфиловцы или нет на самом деле. Факт остается фактом: 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, состоящая из необстрелянных новобранцев, в течение месяца, истекая кровью, сдерживала прорыв в несколько раз превосходящих, прекрасно вооруженных сил противника. И был ли конкретный бой под Дубосеково, сегодня не важно. В стоящих там огромных бетонных фигурах увековечены все панфиловцы. И те, кто остался лежать в занесенных сугробами окопах и воронках, и те, кто дошел до Берлина.

— Историю о 28 панфиловцах я знаю с детства, как и все мои сверстники, — рассказал «НО» сценарист фильма Андрей Шальопа. — Лично на меня она произвела настолько сильное впечатление, что мне захотелось рассказать ее на языке кино. Думаю, я далеко не первый, кому пришла в голову идея снять об этом художественный фильм. Но, вероятно, время появиться такой картине пришло только сейчас.

В фильме вы не увидите откровенной голливудчины. Хотя взрывов, огня и разлетающихся осколков будет предостаточно. И все они — самые настоящие, а не нарисованные на компьютере. И герои фильма тоже настоящие, цельные. Нет среди них набивших оскомину звезд. От диалогов героев повеет чем-то родным: фильмами «Они сражались за Родину», «Горячий снег», «Атыбаты, шли солдаты». И натужного «ура-патриотизма», свойственного целой плеяде военных фильмов последнего времени, вы в «28 панфиловцах» не увидите. Просто диалоги людей, делающих тяжелую и опасную работу. Прекрасно отражает ее фраза политрука Клочкова (актер Алексей Морозов): «Никто не геройствует — спокойно жжем танки!»

Еще одна необычная для военных фильмов новация: в «панфиловцах» нет любовной линии — мелодрамы, приправленной солдатской кровью. Мало того, женское лицо мелькнет там всего один раз. Когда бойцы четвертой роты второго батальона 1075-го стрелкового полка (именно им и предстоит шагнуть в легенду) выдвигаются в район разъезда Дубосеково. И безымянная девушка провожает одного из них.

— Нам хотелось, чтобы образ женщины, прощаясь с которой, мужчины уходят на войну, остался бы в фильме, — рассказал Шальопа. — Нам необходима была эта ниточка. Но мы уверены, что любовная линия в фильме о войне неуместна.

Кстати, создатели фильма ловко обошли спорный момент об истинной численности панфиловцев, вступивших в бой под Дубосеково.

По сюжету, в бой вступает вся четвертая рота, но к середине дня в строю остаются всего 28 бойцов. И именно на их плечи ложится основная тяжесть вражеского удара. Кстати, погибают, в отличие от канонической версии, далеко не все панфиловцы.

— Это современное кино, — говорит Шальопа. — И мы показывали войну через призму нашего восприятия. Например, мы почти не показывали лиц немецких солдат. Это наше художественное решение — мы хотели максимально обезличить врага. И главное, что через весь фильм лейтмотивом проходит мысль: за Родину нужно жить, а не умирать. А это бывает куда труднее.

Одна из главных «фишек» фильма — полная историческая достоверность. Самый педантичный историк«заклепочник» (так в шутку называют любителей считать количество заклепок на танках) вряд ли найдет, к чему придраться. И не только техники, но и самых мелких деталей формы — «кубарей» и «шпал» на петлицах (погон в 1941 году в Красной армии еще не было), портупей, шапок-ушанок. И конечно, подлинной техники и оружия того времени. Включая уникальную немецкую 150-миллиметровую гаубицу, которых остались единицы, и даже танк.

— Использовать технологии комбинированных съемок, а по сути придумывать их заново, нас вынудили обстоятельства, — вспоминает Шальопа. — Оказалось, что это не так дешево и невероятно сложно. Однако результат однозначно этого стоил.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ким Дружинин, режиссер:

— Я не понимаю, зачем и кто пытается разрушить такие "мифы", выбивает опору из-под людей. Мало того, развенчивание таких подвигов преступно.

Новости партнеров