Суббота, 22 сентября 2018, 18:46
Ясно 19°

Опрос

На территории музея-усадьбы «Остафьево»—«Русский Парнас» 29 сентября состоится литературно-музыкальная гостиная, посвященная Сергею Есенину. Планируете ли вы ее посетить?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Я просто поражаюсь тому, как растет метро. Столько новых станций открылось, сложно даже выучить все названия. На нем можно добраться за МКАД. Мы наблюдаем непрерывное развитие Москвы.
— Я просто поражаюсь тому, как растет метро. Столько новых станций открылось, сложно даже выучить все названия. На нем можно добраться за МКАД. Мы наблюдаем непрерывное развитие Москвы.
Николай Дроздов, телеведущий, житель ТиНАО
Инфографика
конкрус

Мелодия в русском стиле зазвучала в музее Щапово

 

Платья и патефон. Экспонаты 1940-е - 60-е. Фото: Мария Иванова. "Вечерняя Москва"

В музее истории усадьбы Щапово 5 июля состоялось торжественное открытие выставки «Мелодия в русском стиле». В состав экспозиции вошли как торжественные, так и повседневные наряды, которые носили женщины дореволюционной, советской и современной России. Кроме этого, для отражения духа времени, в выставочном зале музея были размещены и предметы быта, воссоздающие атмосферу различных эпох. Все экспонаты предоставила коллекционер - Елена Бунакова.

На открытии выступили сотрудники музея, ставшие кураторами выставки, и столичные деятели культуры, которые обратились к публике. После этого Елена Бунакова рассказала о своей коллекции, о том, как менялась мода в течение прошлого столетия. Во время выступления она подробно описала большинство экспонатов, поделившись историями, связанными с костюмами.

В центре зала располагается стол, на котором установлен старинный самовар, обвешенный связкой сушек. Вдоль стен расположены манекены, ширмы и вешалки. Стоит отметить, что организаторы профессионально обыграли выставочное пространство, полностью его задействовав.

Познакомившись с сотрудниками учреждения незадолго до начала торжественной церемонии, мы встретили Елену Бунакову в зале музея, который находится на первом этаже учреждения. Коллекционер  с удовольствием согласилась дать интервью корреспонденту газеты «Новые округа», рассказав о своем собрании нарядов и выставочной деятельности в целом.

- Елена, для начала хочется узнать, с чего все началось. Расскажите о самом первом предмете, ставшим частью вашей коллекции. 

- Для начала отмечу, что в музее представлена лишь часть моего собрания. Коллекцию  можно условно поделить на три тематических направления: национальные наряды народов СССР, костюмы представителей этносов, проживающих на территории России, и костюмы со всего мира. Все началось в далеких восьмидесятых. Мы с мужем много путешествовали по Советскому Союзу - это было связано с его работой. В Таджикистане мне подарили местный национальный костюм - он стал первым предметом, оказавшимся в моем собрании.

 

- После этого вы сразу же решили заняться коллекционированием?

- Нет, это произошло не сразу. Тот костюм на какое-то время стал моим домашним нарядом. Спустя некоторое время мы поехали в Прибалтику, там я уже осознанно приобрела несколько образцов национальной одежды. Конечно, те несколько костюмов, которыми я располагала, было сложно назвать полноценной коллекцией, однако они сразу же нашли свое предназначение. Мы их активно использовали: в частности, задействовали в домашних представлениях, одалживали друзьям. Наверное, тогда и было принято решение начать активно собирать предметы одежды. На сегодняшний день в моей коллекции начитывается около 110 различных нарядов.

- Елена, как вы пришли к выставочной деятельности? Это было целенаправленно?

-  Я долго сомневалась в том, что мое увлечение будет интересно широкой публике. Скорее, воспринимала его как хобби. Постепенно люди стали узнавать о моем собрании через круг общих знакомых. Активно показывать коллекцию я начала несколько лет назад. Меня стали приглашать в гимназии, где я демонстрировала школьникам образцы, параллельно рассказывая о них. Было приятно, что дети интересовались и задавали вопросы. Потом была выставка в Троицке. Недавно здесь, в Щапово, посетители музея смогли познакомиться с экспозицией, в состав которой вошли костюмы народов СССР. Недавно мы обновили ее.

- Какой предмет из вашей коллекции на ваш взгляд наиболее уникален?

- Сложно выделить что-то одно. Они все по-своему особенны. С вещами связаны определенные истории. Об этом я расскажу на лекции, приуроченной к открытию выставки. Отвечая на ваш вопрос, я бы отметила мордовский национальный костюм, пошитый в самом начале 20 века. Он поистине поражает и завораживает своей уникальностью и самобытностью.

- Как формировались эта экспозиция? По какому принципу отбирались предметы?

- Основную часть составили женские костюмы 1920-х - 2000х годов, конечно, есть экспонаты, которые выходят за эти рамки. Композиция составлена в хронологическом порядке, вот здесь, у входа, самые старые экспонаты. Если сделать круг по выставочному залу, то вы увидите предметы одежды, изготовленные относительно недавно - в конце нулевых. В экспозицию вошли как домотканые, так и вещи, относящиеся к массовому производству.  Есть фабричные платья, которые владелицы изменяли самостоятельно - подшивали, добавляли различные элементы. Было бы сложно передать дух эпохи, не разместив в выставочном зале предметы быта, относящиеся с представленным вехам. Обратите внимание на довоенный патефон - он полностью рабочий, при желании его можно завести прямо сейчас. Период, относящийся к 50-70-м годам, дополнительно проиллюстрирован советскими женскими журналами: «Крестьянка» и «Работница».

- В чем заключается концепция выставки? 

- Отразить национальные черты характера русской женщины через манеру одеваться. Показать стремление к красоте и желание хорошо выглядеть даже в самые трудные времена.

К 15:00 в выставочном зале музея истории усадьбы Щапово собралось несколько десятков посетителей. Директор учреждения Изабелла Рожкова произнесла вступительное слово и представила гостей, которые также выступили на церемонии  открытия.

Директор музея Изабелла Рожкова официально открывает выставку

- Сегодня к нам пришли: директор Студии факсимильных музейных воспроизведений Юрий Пекуровский, представители предприятия народных художественных промыслов России «Олеся», руководитель Троицкого музея Оксана Павлова и заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Иванова. Хочу поздравить с открытием замечательной выставки Елену Бунакову и пожелать ей процветания, благополучия и приумножения ее коллекции на радость всем нам.

После этого коллекционер провела экскурсию по выставочному залу, рассказав собравшимся о большинстве из представленных экспонатов.

-  В одежде москвичек начала прошлого века прослеживались две основные тенденции: в купеческих и мещанских семьях, проживавших в основном в Замоскворечье, носили наряды, в элементах которых прослеживались национальные традиции. Барышни, как правило, следовали модным веяниям, пришедшим из тогдашней столицы - Петербурга. Есть платья 20х-30х - годов: северное - поморское и южное - казачье. Обратите внимание на эту старинную фотографию, - рассказывает коллекционер. - Она здесь не просто так - тут запечатлена женщина, носившая этот наряд чуть менее века назад.

Обращаясь к эпохе Великой Отечественной войны, Елена Бунакова останавливается на образцах ручной вышивки.

Платье 40-х годов с самодельным воротником

- Эти предметы искусства принадлежат одному из самых трудных периодов в истории нашей страны. Молодая девушка начала вышивать, чтобы своим трудом обеспечить родных и себя пропитанием в голодное военное время. Она обменивала это на еду. Таким образом ей удалось прокормить свою семью, - рассказала Елена. - Это голубое платье относится к той же эпохе. Пожелав сделать его особенным, хозяйка пришила воротник, сделанный из обычной салфетки. Здесь вы видите патефон, выпущенный во второй половине 30-х или самом начале 40-х годов. Он полностью рабочий, даже есть пластинка, но, пожалуй, не стоит беспокоить такую старинную технику лишний раз.

Елена переходит к платьям второй половины 20-го века, отмечая разнообразие материалов, вошедших в обиход.

- Такого рода вещи пришли к нам из Италии. Советские производители направили туда делегацию, с целью перенять зарубежный опыт. Возможно, им удалось сделать это не в полной мере, но наши граждане все равно были рады появлению вполне удобных и надежных изделий. Благодаря росту уровня жизни в 80-е женщины уже могут позволить себе приобретать вечерние платья для  особых торжественных случаев: в них посещали театры, надевали на праздничный ужин. Параллельно с этим в наряды возвращаются национальные элементы - особенно популярным становятся узоры павлово-посадких платков. Эта тенденция сохраняется до сих пор.

Закончив экскурсию, коллекционер возвращается к экспонату, о котором она забыла упомянуть.

Платок, выпущенный к юбилею установления советской власти

- Чуть не забыла рассказать вам про этот платок конца 60-х годов. Он размещен в раме, как картина, по сути, это и есть картина, рассказывающая пятидесятилетнюю историю Советской власти. В центре - сцена взятия Зимнего, по кругу размещены сюжеты, иллюстрирующие события Гражданской и Великой Отечественной войн, затем идут рисунки о достижениях СССР в сфере покорении космоса.

Рассказав о платке, Елена возвращается к старинному патефону и все же решает завести его. После нескольких оборотов ручки, слегка потрескивая, заиграла пластинка Утесова. Зал наполнила музыка.

Сотрудники музея пригласили собравшихся проследовать к столу, накрытому в холле учреждения, и присоединиться к фуршету. В это время мы обратились к гостям с просьбой поделиться своими впечатлениями.

- В первую очередь я хочу высказаться о музее, он заметно преобразился благодаря директору - Изабелле Рожковой. Стоит добавить, что после присоединения Троицкого округа к Москве многие объекты культурного наследия стали соответствовать высоким стандартам столицы. Хочется выразить слова благодарности таким энтузиастам как Елена Бунакова. Я верю, что в ближайшем будущем это занятие наберет огромную популярность и каждом доме появится свой небольшой музей, - поделился художник, автор научно-исследовательских проектов в области лингвистики и филологии Карло Тумасян.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Иванова рассказала историю знакомства с Еленой Бунаковой, при этом высоко оценив представленную экспозицию.

- Мы познакомились с Еленой на концерте в Органном зале в Щапово. Я случайно услышала разговор, в котором она говорила о своей коллекции. У меня был запас старинного домотканого льна. Я решила подойти и познакомиться, узнать что можно сделать с этим сокровищем. Эта выставка просто замечательна. Превосходно организована. Очень интересные экспонаты.

По окончании мероприятия мы вместе Еленой Бунаковой и Изабеллой Рожковой отправились на машине до Троицка.

По дороге Изабелла показывала достопримечательности Щаповского, параллельно с этим продолжая делиться своими впечатлениями о церемонии открытия.

По дороге в Троицк. Фото: Мария Иванова, "Вечерняя Москва"

Елена Бунакова предложила показать Троицк, рассказав о многочисленных преобразованиях совсем молодого города, который несколько лет назад вошел в состав столицы. Напоследок коллекционер сообщила, что собирается активно продолжать экспозиционную деятельность не только в Новой Москве, но и на других выставочных площадках России.

Новости партнеров