Четверг, 25 апреля 2024, 17:39
Пасмурно 18°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Медведь с гармошкой и рок на балалайке

Игрой балалаечника Романа Бузылева восхищается французская певица Мирей Матье. Одну из гармошек баянисту Александру Шепилову подарил известный композитор Геннадий Заволокин. А у контрабасиста Виктора Фендрикова есть коллекция настоящих гармошек, каждая из которых размером со спичечный коробок. Зрители, что приходят на выступления их трио «Русские скрепы» Дома культуры «Звездный», об этом даже не догадываются. Скромные люди эти музыканты.

14 февраля 2020 года. Москва. В коллекции Виктора Фендрикова гармошки не только в виде сапога, но и величиной с коробок спичек. Фото: Виктор Хабаров
14 февраля 2020 года. Москва. В коллекции Виктора Фендрикова гармошки не только в виде сапога, но и величиной с коробок спичек. Фото: Виктор Хабаров

«Русские скрепы» — название необычное. Его придумал Роман Бузылев. Как-то по телевизору услышал выступление президента, в котором это тогда еще непривычное для уха простого обывателя слово и прозвучало.

— Скрепы — это то, что нас скрепляет. И ансамбль русских народных мелодий нас объединяет, — говорит Роман Бузылев.

Сколько точно лет ансамблю, сами музыканты сказать затрудняются. Говорят, что около 20. Вместе они выступают с хоровыми коллективами Дома культуры «Звездный». Вместе отмечают главные торжества. И на День защитника Отечества соберутся вместе за праздничным столом. Кажется, они знакомы всю жизнь. Но музыкальная судьба каждого из них складывалась по-своему.

Впечатлил Мирей Матье

В детстве для Романа Бузылева игра на балалайке была чем-то сродни наказанию. Он вообще думал, что станет гонщиком или будет заниматься автомобилями. Вот это интересно!

— Но мой папа очень любит русское народное искусство, особенно музыку. И почему-то он решил, что его сын непременно должен научиться играть на балалайке, — вспоминает Роман. — Конечно, я сопротивлялся!

В то время балалайка не была популярна, тем более среди молодежи, которая для аккомпанемента своих песен использовала гитару. Но выбор был уже сделан. Романа отдали в музыкальный кружок во Дворце пионеров, а у него в руках оказалась самая суровая балалайка за 7 рублей 20 копеек.

— Я назвал ее «Олимпиада-80», потому что на ней был олимпийский знак. Такие обычно на стенку вешали в качестве предмета интерьера. А тут — играть. На хорошую балалайку у родителей денег не было, — рассказывает Роман.

К своему огромному удивлению и еще большему удивлению родителей, он быстро попал сначала в детский ансамбль, потом пошел в музыкальную школу, музыкальное  училище, Гнесинку...

Папа, и сам того не подозревая, помог найти призвание сыну. Роман стал не просто музыкантом — виртуозом. Работал в знаменитом Ансамбле песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, потом в ансамбле Ракетных войск стратегического назначения, сейчас — в Ансамбле ВДВ.

— С последним мы ездили выступать в посольство России в Париже. И там была Мирей Матье... — вспоминает Бузылев.

Сам Роман на том концерте выступал сольно, а известная певица так прониклась его игрой на балалайке, что даже подошла к музыканту. «Спасибо! Ваше выступление очаровало меня. Это просто невероятно!» — сказала она на французском.

Бузылев даже опешил от похвалы легендарной шансонье и в ответ скромно поблагодарил ее.

Балалайка для Романа Бузылева — не только инструмент для игры. В коллекции музыканта девять балалаек, а его особая гордость — двухгрифовая, четырехструнная, которую он смастерил сам.

— Я всегда любил пилить, строгать, что-то изобретать, — рассказывает Роман.

Необычные аналоги балалаек он привозил из Турции, Вьетнама, Китая. К тому же Роман одним из первых в Советском Союзе создал электробалалайку. И если бы он искал славы, а не делал это просто для души и из интереса, кто знает, как сложилась бы его судьба. Но Бузылев так и не придал этот факт огласке. А через некоторое время изобрел инструмент еще более удивительный. На первый взгляд — обычная балалайка, только с проводами. Но если подключить ее к компьютеру, она может звучать и как фортепиано, и как гитара. Даже звуки природы может издавать.

Человек-оркестр

Виктор Фендриков в «Русских скрепах» — человек-оркестр: может выступать и за гармониста, и за балалаечника. Еще и на контрабасе играет. Даже специальность у него «оркестровая»: «дирижер».

— Будучи дирижером оркестра, я и научился играть на всех этих инструментах. Балалайки — интересно. Гармошки просто очаровывали! Нужно осваивать, покупать, — говорит Виктор Фендриков. — Мои гармошки — все из Саратова. Сейчас такие никто уже не делает — у них очень красивый звук.

Есть у него и гармошки величиной со спичечный коробок. Фендриков даже номер для них специальный придумал. Начинает играть с большой, а потом, словно матрешки, появляются «крошки-гармошки» — все меньше и меньше.

— Зрителю очень нравится, — рассказывает музыкант.

А самому ему нравится ставить эксперименты. Заказал мастеру гармошку, у которой клавиши и с левой, и с правой стороны. Даже рассчитал, какие звуки должны быть на каждой клавише. Фендриков экспериментировал и с собственными образами. Одевался в костюм медведя и играл на всех гармошках, одна из которых — в форме сапога. Доказано: сапог не только скрипеть может!

Гармонь за победу

Александр Шепилов стал третьим участником «Русских скреп» около пяти лет назад, когда не стало его предшественника Анатолия Вергуполо. Хотя он и до этого периодически выступал с ансамблем, работая в ДК «Звездный».

Если перед концертом вы захотите пообщаться с Александром, у вас, вероятнее всего, не получится. Примета это или традиция, но перед выступлением он старается ни с кем не общаться: настраивается. И старается не репетировать  концертную программу перед выходом на сцену.

— Примета такая. Лучше что-нибудь другое сыграть. В училище так серьезно готовился к конкурсу, что и половины произведения как надо не исполнил. Лучше чуть-чуть недоработать,— говорит Александр Шепилов.

Видимо, балалайка «Русские скрепы» и объединяет. Александра играть на ней бабушка научила.

— Она у меня частушки исполняла. Работала с советской певицей Марией Мордасовой, — вспоминает Шепилов.

А гармошка... Лежала в его доме на чердаке. Попробовав поиграть на ней, понял: это его инструмент! А потом пошел профессионально учиться.

— Правда, на баян. На гармошку не учат, — говорит Александр.

Еще на первом курсе музыкального училища его заметил Геннадий Заволокин.

— По-моему, это была вторая программа «Играй, гармонь любимая», — вспоминает Шепилов. — На передаче тогда среди музыкантов проводился конкурс.

И Александр его выиграл. А за свою победу получил гармонь от композитора Геннадия Заволокина.

Новости партнеров