Суббота, 20 апреля 2024, 04:37
Пасмурно 3°

Опросы

Ежегодно 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Знаете ли вы, в каком из населенных пунктов Новой Москвы находиться музей, в котором часто гостил Александр Пушкин?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
— Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
директора Центра культуры и спорта «Медведь» Кристина Тумасяна

Мальчики — налево, девочки — направо

20 сентября 2019 года. Щербинка. Даша Лавинская впервые пришла на урок риторики. Фото: Владимир Смоляков

В городском округе Щербинка, в школе № 2122, уже почти месяц существует класс благородных девиц. Чем он отличается от классов девочек и мальчиков, которые уже существуют в ТиНАО, разбирались корреспонденты «НО». А заодно заглянули в 4 «Б» школы № 2120 поселения Московский, где обучаются только мальчики.

То, что мальчики учатся отдельно от девочек — это не что-то новое. Пару веков назад образование в России было возможно только для привилегированных слоев населения. Кроме того, мальчики учились отдельно от девочек. Для первых создавались специальные лицеи. Например, программа Царскосельского лицея, того самого, где учился Александр Пушкин, была ориентирована на воспитание чиновников высших рангов. А девушек, в свою очередь, принимали в Институты благородных девиц, чтобы воспитать из них хороших матерей, образованных женщин и полезных членов общества.

Но после 1917 года такое образование упразднили. За парты посадили как представителей бывших привилегированных сословий, так и детей обычных крестьян. Девочки и мальчики стали учиться вместе. Так продолжалось несколько десятилетий, пока такие классы снова не стали появляться в некоторых школах. Вот только похожи ли они на те, которые существовали в XVIII–XIX веках?

«От мальчишек одни нервы»

Сейчас у родителей все меньше времени на то, чтобы научить ребенка варить суп, пришивать пуговицы или вязать. В основном это касается девочек. Хотя раньше этому мамы и бабушки учили своих дочерей и внучек с самого детства. А что касается занятий музыкой, танцами… Если пару веков назад этому обучали в Институтах благородных девиц, то теперь... Занятым родителям сложно найти время и отвести дочку на танцы. И что тогда делать? Об этом задумалась и Елена Мананникова, учитель английского языка школы № 2122 в Щербинке.

— У меня подрастает дочка, и мне стало интересно, где учатся девочки, которым интересно вязание, рисование, театр. В какой школе их будут обучать красиво говорить, развивать эстетическое начало, — говорит Елена Мананникова.

И, посовещавшись с коллегами, руководство школы решило открыть класс, где учатся только девочки. Задумка не новая. В России уже существуют подобные классы. Правда, их немного, и единой программы образования в них нет. Поэтому педагоги позаимствовали только идею. И дополнили программу обучения новыми занятиями: хореография, живопись, страноведение, домоводство, театральное искусство, риторика и хор. Девочки будут посещать музеи и театры. В отличие от Институтов благородных девиц, куда принимали далеко не всех, ученицами пятого класса в Щербинке стали обычные девочки, которые пару месяцев назад окончили начальную школу.

Как оказалось, девочки сами захотели учиться в таком классе, который, кстати, педагоги назвали «Небесные ласточки». Намного комфортней ученицы чувствуют себя в среде своих же сверстниц. Никто не дергает девочек за косички, не просит списать на уроках. Возможно, сейчас кто-то и не обратит внимания на такие детские шалости, но некоторые воспринимают такие ситуации близко к сердцу. А поэтому решили на время передохнуть от мальчишек, пока те не повзрослеют. Некоторые ученицы записались в этот класс, чтобы начать заниматься дополнительно хореографией, фитнесом, живописью. Кто-то и вовсе пришел сюда просто из-за того, что класс благородных девиц по своей сути все-таки не совсем обычный.

— Об этом классе узнала от родителей, — рассказывает Ярослава Степанчук.

Педагоги летом разместили на сайте школы и в социальных сетях объявление о наборе в такой класс. Сработало и сарафанное радио. Как итог — здесь со многих окрестных школ, в том числе и из старой Москвы, учатся 23 девочки в возрасте 10–11 лет.

— Класс подобрался очень хороший. В отличие от некоторых своих сверстников девочки уже выбрали для себя профессии и те направления, в которых хотят развиваться, — рассказывает Елена Мананникова.

Так, например, Мила Габулова мечтает, что, когда вырастет, откроет собственное кафе. Но сначала хочет научиться готовить вкусные пирожные. С кулинарией хочет связать свою профессию и Эмилия Анисимова. А Ярослава Степанчук будет балериной. И в новом классе для нее такие предметы, как фитнес и хореография, — это дополнительные тренировки.

Но что еще отличает учениц этого класса, так это их внешний вид. Форма девочек чем-то похожа на ту, которую в свое время носили воспитанницы Института благородных девиц — синий сарафан. Только его преподаватели решили дополнить белым воротничком.

— Первую неделю мальчики из соседних классов нас передразнивали. Даже пытались изображать нашу походку, — говорят ученицы.

В том, что на такой класс первое время все будут обращать внимание, педагоги не сомневались. А поэтому задумались, как можно поддержать девочек.

— Я решила, что тоже буду носить школьную форму, как мои ученицы. Купила синий сарафан, связала воротничок, — рассказывает классный руководитель Елена Мананникова.

А недавно у девчонок была и первая «серьезная» ссора. На хоре разучивали песню и никак не могли решить, кто поет не так. Немного повздорили.

— Но на следующее утро помирились. Знаете, как в детстве, протянув другу другу мизинчик, — вспоминают девочки. И пока что класс просуществовал только месяц. Пятиклассницы надеются, что за годы обучения здесь они получат хорошее образование, научатся красиво говорить и узнают больше, чем написано в обычных учебниках.

«Девчонки отбирают кубики»

Московский. Ольга Щербакова с учениками своего кадетского класса. Фото: Владимир Смоляков

В отличие от девочек, мальчики из 4 «Б» школы № 2120 только оканчивают начальную школу.

— В первом классе их было 26. Потом из других школ начали приходить новые дети. И теперь в классе учится 31 мальчик, — рассказывает классный руководитель Ольга Щербакова. — Школа находится в удобном районе, и, на мой взгляд, многие родители отдали своих детей в наш класс в какой-то степени поэтому. А многие ходили ко мне на подготовку к школе.

Хотя раньше из лицеев, в которых учились юноши (к слову, их брали туда в возрасте 10–11 лет), выпускали будущих чиновников. Учеников воспитывали достаточно строго: режим, форма, отслеживание успеваемости. У учеников даже был рейтинг. Неужели и сейчас происходит так же?

Уроки у 4 «Б» начинаются ближе к обеду и заканчиваются после трех. У мальчиков в отличие от других профильных классов нет обязательных дополнительных предметов. На стене не висит и рейтинг успеваемости. А ученики носят обычную школьную форму. В чем же тогда идея такого класса?

Например, Ярослав Коськин пришел сюда во втором классе. За год до этого учился в смешанном, в другой школе.

— Перейти решили из-за того, что здесь была первая смена. Нам предложили пойти в класс, где учатся только мальчики. И мы согласились. Подумали, что это может быть очень интересно. И сейчас сын нисколько не жалеет, — рассказывает Кристина Коськина, мама Ярослава.

И казалось бы, в классе, где учатся одни мальчики, нет ничего необычного. У них такие же уроки, как и у всех. Нет обязательных дополнительных предметов, усиленных занятий физкультурой. Но, оказывается, отличия есть. Например, в методике преподавания. Мальчики в первую очередь исследователи. А поэтому приходилось прибегать к разным методикам преподавания. Это и командная работа, и особые задания на логику, сообразительность. У ребят был и наставник-мужчина, который помогал воспитывать их и следил за дисциплиной. Еще одно отличие от смешанного класса можно увидеть сразу, заглянув на любой урок. Если в обычном классе ответить учителю стремятся в основном девочки, а мальчики ждут своей очереди, то здесь все иначе. —

Мальчики по своей натуре хотят лидировать. И в классе они доказывают это не кулаками, а отстаивая свою точку зрения. У нас и отличников примерно столько же, сколько в параллельном классе девочек, — говорит Ольга Щербакова.

И действительно, когда на уроке преподаватель сказала ребятам сочинить предложение со словом «газета», ребята сразу начали активно отвечать.

На перемене мы решили спросить мальчиков, каково им учиться без девочек. На что услышали неожиданный ответ — здорово.

Например, Федя Осипов с большой обидой вспоминает, как девочки постоянно говорили: «Вы мальчики, вы должны нам уступать».

— А играть вместе они почему-то не хотели, — вспоминает Федя. Кто-то обижен на девчонок еще с детского сада. Некоторые говорят, что мужская дружба — это что-то особенное. Товарищи всегда выручают, помогают на уроках. А девчонки не всегда будут это делать. Хотя с девочками дружат. Иногда болтают с ученицами из параллельного 4 «А» на переменах. У кого-то там даже есть девочка, которая очень нравится.

Мальчишки от девчонок не закрываются. Но о том, что в свое время родители отдали их в класс мальчиков, нисколько не жалеют. И на это есть свои веские причины.

— Этот класс мне запомнится тем, какой он дружный. Мы все друг друга поддерживаем, — говорит Давид Мамулян. В самом начале учебы он оказался в больнице, потом практически целый год был на домашнем обучении, а в один день мама принесла ему подарок от одноклассников. Ребята без подсказок учителя решили нарисовать ему открытки и написать теплые пожелания.

— Меня это очень тронуло, — вспоминает классный руководитель, у которой, кажется, и сейчас на глазах проступают слезы. — А за четыре года они стали намного взрослее и мужественнее. Надеюсь, и дальше они будут только лучше.

Польза или вред

Однако такие классы существуют далеко не в каждой школе. Не всем ребятам может быть удобно учиться только с мальчиками и девочками. Но такое деление может быть действительно полезно.

Так, Наталья Мурзина, почетный учитель Российской Федерации из школы № 2083, преподает в двух кадетских классах, где учатся преимущественно мальчики.

— У них другое логическое мышление. И для себя я отмечаю, что с некоторыми заданиями на уроке они справляются намного быстрее, чем девочки. И что касается гендерного обучения, то почему бы не попробовать. Для некоторых ребят это может пойти на пользу, — говорит Наталья Мурзина.

Новости партнеров