Хранитель древности из Вороновского

Автор: Мирослава Рожнова

17 ноября 2014Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход реконструкции музыкальной школы им. Гнесеных

На первом этаже школы №2073 поселка ЛМС Вороновского поселения есть невыразительная металлическая дверь. Стоит ее открыть – начинается путешествие во времени. Сначала попадаешь в русскую избу с печкой, большим деревянным столом, красным углом с покрытой рушником иконой, и хозяйственной лавкой, где уместились самые разные предметы быта: утюги, коромысла, пилы, вёдра. Следующий зал – краеведческий: история школы и усадьбы Вороново, героическая летопись подвигов местных жителей. Вороновский школьный музей, занявший третье место среди всех школьных музеев Москвы, приглашает на экскурсию.

С миру по нитке – собрали музей

«Каждый приходит и находит для себя что-то интересное, — начинает рассказ руководитель школьного музея школы №2073 в Вороново, учитель географии Лариса Пирогова. – Особенно люди старшего поколения: зайдут, увидят все эти прялки и чугунки – будто на машине времени перенеслись в прошлое. Ходят, вспоминают, им и экскурсовод не нужен!»

Начиналось всё 15 лет назад. Лариса Борисовна Пирогова, тогда – замдиректора Вороновской школы, побывала на семинаре в Дубровицах. В маленькой школе была совершенно крохотная комната, которая гордо именовалась музеем. Пироговой идея понравилась и, заручившись поддержкой директора школы, она начала создавать свой музей. С нуля.

Помогали всем миром. Тогдашний глава сельского поселения Вороновское Юрий Малютин поддержал начинание, дал строителей, помог со стендами. Пирогова ходила по предприятиям и организациям, просила о помощи. «Было так стыдно! – вспоминает она. – Чувствовала себя попрошайкой, но отказали мне только однажды. Обычно же все с удовольствием помогали». В работу по созданию музея активно включились и школьники.

Все несли в новый музей экспонаты, и старинные вещи, недавно бывшие чердачной рухлядью, заняли свои достойные места. Деревянные вёдра и прочую утварь Лариса Пирогова привезла из своих путешествий по России. Кладезем музейных богатств оказался дом её деда в Чувашии. «Вот эти жернова я оттуда привезла! — с гордостью показывает она на тяжёлые деревянные чурбаны, искусно инкрустированные металлическими дорожками. – Вот на таких в деревенских домах муку и мололи». Привезла бы и тяжеленные дедовские сундуки, да они в багажник машины не поместились. Зато в одном из них нашла дедовские медали, которые положили начало большому исследованию о военном пути деда и его однополчан. В работу с интересом включились кружковцы. Их состав меняется, но в среднем, музейной работой занимается 15 человек.

Героические страницы

Из избы переходим в другую комнату. Одна стена посвящена истории школы, которая открылась ещё в позапрошлом веке – в 1869 году, вскоре после отмены крепостного права. В 1973-м нынешняя 2073-я школа (есть что-то символическое в этой перекличке чисел) переехала в новое здание, где располагается и поныне. Педагогический состав, выпускники, чемпионы и медалисты – обо всём здесь есть самая подробная информация с фотографиями. «А как же! – восклицает Пирогова. – Дети должны знать историю своей школы. Тем более, о нашей можно так много рассказать». К 140-летию школы учителя-энтузиасты выпустили о ней книгу, и вот уже не за горами новый солидный юбилей.

Следующая стена – краеведение. «Что люди знают о Новой Москве? Новая она и есть новая… Но история этих мест богатая и интересная. Мы хотим её собрать!» — увлечённо говорит Пирогова, показывая стенды, посвящённые истории края, усадьбы Вороново, самого поселения. Особо ценные экспонаты – картины и скульптуры, подаренные музею их авторами. Есть здесь бюсты, созданные руками почётного гражданина №1 Подольского района, председателя совхоза, талантливого руководителя и художественно одарённого человека Евгения Михайловича Гончарова. Школьники сняли о нём фильм, написали большую исследовательскую работу.

Вообще вдумчивая исследовательская работа здесь в чести. Ребята на серьёзном уровне занимаются изучением архивным документов, связанным с героями войны, ведут переписку с родственниками найденных героев. По книгам памяти ребята установили фамилии односельчан, погибших на фронтах войны, но не увековеченных на местных памятниках. В этом году на обелисках появилось 207 новых имён, установлена памятная доска на месте падения советского лётчика, ещё две подобных доски появились годом раньше: на подступах к Москве велись суровые бои, далеко не все сбитые самолёты найдены и опознаны. Но ребята работают в этом направлении: многие заняты поисковой работой – выезжают на раскопки полей былых сражений.

«Поля былых сражений» — это целый раздел школьного музея, последняя стена просторной комнаты, которая уже не вмещает музейные сокровища. 1812-й – Вороновская земля хранит память и о боях с армией Наполеона: картечь, пушечные ядра, наконечники штыков находят здесь до сих пор. 1917-й – кровопролитную борьбу с бандой зелёных возглавил Сергей Караваев, в честь него названа улица в Москве, а пионерская дружина этой школы долго носила его имя. 1941-45 годы – совсем неподалёку места боевых действий: Кузовлево, Горки. Вороновские поисковики выезжают туда на раскопки, а найденные трофеи заботливо хранят в школьном музее: оружие двух войн, предметы солдатского быта. А вот редкость – трофейная гармонь из Берлина. Настоящий итальянский инструмент XIX века фирмы «Баркаролле» красноармеец из Воронова пронёс через всю войну, хранил долгие послевоенные годы, а потом передал в дар школьному музею.

Ребята могут многое рассказать о каждом экспонате не только, кому и как он служил, но и где был найден, а значит каждая вещица из школьного музея – связующая нить времен.



Новости СМИ2