Вторник, 24 апреля 2018, 07:10
Ясно 2°

Опрос

Впереди долгожданные майские праздники. Чем планируете заняться?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
Однажды мы, помнится, ремонтировали с женой эту комнату, и на старых обоях обнаружилось изображение чьейто женской ладошки, и рядом была подпись: «В твоих списках не значилась».
Однажды мы, помнится, ремонтировали с женой эту комнату, и на старых обоях обнаружилось изображение чьейто женской ладошки, и рядом была подпись: «В твоих списках не значилась».
Сергей Степанченко, актер
Инфографика
конкрус
Инфографика
конкрус

Хранитель древности из Вороновского

17 ноября 2014Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход реконструкции музыкальной школы им. Гнесеных

На первом этаже школы №2073 поселка ЛМС Вороновского поселения есть невыразительная металлическая дверь. Стоит ее открыть – начинается путешествие во времени. Сначала попадаешь в русскую избу с печкой, большим деревянным столом, красным углом с покрытой рушником иконой, и хозяйственной лавкой, где уместились самые разные предметы быта: утюги, коромысла, пилы, вёдра. Следующий зал – краеведческий: история школы и усадьбы Вороново, героическая летопись подвигов местных жителей. Вороновский школьный музей, занявший третье место среди всех школьных музеев Москвы, приглашает на экскурсию.

С миру по нитке – собрали музей

«Каждый приходит и находит для себя что-то интересное, - начинает рассказ руководитель школьного музея школы №2073 в Вороново, учитель географии Лариса Пирогова. – Особенно люди старшего поколения: зайдут, увидят все эти прялки и чугунки – будто на машине времени перенеслись в прошлое. Ходят, вспоминают, им и экскурсовод не нужен!»

Начиналось всё 15 лет назад. Лариса Борисовна Пирогова, тогда – замдиректора Вороновской школы, побывала на семинаре в Дубровицах. В маленькой школе была совершенно крохотная комната, которая гордо именовалась музеем. Пироговой идея понравилась и, заручившись поддержкой директора школы, она начала создавать свой музей. С нуля.

Помогали всем миром. Тогдашний глава сельского поселения Вороновское Юрий Малютин поддержал начинание, дал строителей, помог со стендами. Пирогова ходила по предприятиям и организациям, просила о помощи. «Было так стыдно! – вспоминает она. – Чувствовала себя попрошайкой, но отказали мне только однажды. Обычно же все с удовольствием помогали». В работу по созданию музея активно включились и школьники.

Все несли в новый музей экспонаты, и старинные вещи, недавно бывшие чердачной рухлядью, заняли свои достойные места. Деревянные вёдра и прочую утварь Лариса Пирогова привезла из своих путешествий по России. Кладезем музейных богатств оказался дом её деда в Чувашии. «Вот эти жернова я оттуда привезла! - с гордостью показывает она на тяжёлые деревянные чурбаны, искусно инкрустированные металлическими дорожками. – Вот на таких в деревенских домах муку и мололи». Привезла бы и тяжеленные дедовские сундуки, да они в багажник машины не поместились. Зато в одном из них нашла дедовские медали, которые положили начало большому исследованию о военном пути деда и его однополчан. В работу с интересом включились кружковцы. Их состав меняется, но в среднем, музейной работой занимается 15 человек.

Героические страницы

Из избы переходим в другую комнату. Одна стена посвящена истории школы, которая открылась ещё в позапрошлом веке – в 1869 году, вскоре после отмены крепостного права. В 1973-м нынешняя 2073-я школа (есть что-то символическое в этой перекличке чисел) переехала в новое здание, где располагается и поныне. Педагогический состав, выпускники, чемпионы и медалисты – обо всём здесь есть самая подробная информация с фотографиями. «А как же! – восклицает Пирогова. – Дети должны знать историю своей школы. Тем более, о нашей можно так много рассказать». К 140-летию школы учителя-энтузиасты выпустили о ней книгу, и вот уже не за горами новый солидный юбилей.

Следующая стена – краеведение. «Что люди знают о Новой Москве? Новая она и есть новая… Но история этих мест богатая и интересная. Мы хотим её собрать!» - увлечённо говорит Пирогова, показывая стенды, посвящённые истории края, усадьбы Вороново, самого поселения. Особо ценные экспонаты – картины и скульптуры, подаренные музею их авторами. Есть здесь бюсты, созданные руками почётного гражданина №1 Подольского района, председателя совхоза, талантливого руководителя и художественно одарённого человека Евгения Михайловича Гончарова. Школьники сняли о нём фильм, написали большую исследовательскую работу.

Вообще вдумчивая исследовательская работа здесь в чести. Ребята на серьёзном уровне занимаются изучением архивным документов, связанным с героями войны, ведут переписку с родственниками найденных героев. По книгам памяти ребята установили фамилии односельчан, погибших на фронтах войны, но не увековеченных на местных памятниках. В этом году на обелисках появилось 207 новых имён, установлена памятная доска на месте падения советского лётчика, ещё две подобных доски появились годом раньше: на подступах к Москве велись суровые бои, далеко не все сбитые самолёты найдены и опознаны. Но ребята работают в этом направлении: многие заняты поисковой работой – выезжают на раскопки полей былых сражений.

«Поля былых сражений» - это целый раздел школьного музея, последняя стена просторной комнаты, которая уже не вмещает музейные сокровища. 1812-й – Вороновская земля хранит память и о боях с армией Наполеона: картечь, пушечные ядра, наконечники штыков находят здесь до сих пор. 1917-й – кровопролитную борьбу с бандой зелёных возглавил Сергей Караваев, в честь него названа улица в Москве, а пионерская дружина этой школы долго носила его имя. 1941-45 годы – совсем неподалёку места боевых действий: Кузовлево, Горки. Вороновские поисковики выезжают туда на раскопки, а найденные трофеи заботливо хранят в школьном музее: оружие двух войн, предметы солдатского быта. А вот редкость – трофейная гармонь из Берлина. Настоящий итальянский инструмент XIX века фирмы «Баркаролле» красноармеец из Воронова пронёс через всю войну, хранил долгие послевоенные годы, а потом передал в дар школьному музею.

Ребята могут многое рассказать о каждом экспонате не только, кому и как он служил, но и где был найден, а значит каждая вещица из школьного музея – связующая нить времен.

Новости партнеров