Вторник, 18 декабря 2018, 14:58
Небольшой Снегопад -12°
111. Фото: Николай Малышев

Географический диктант: Новомосквичи узнали как попасть в Тмутаракань

Географический диктант: Новомосквичи узнали как попасть в Тмутаракань . Фото: Николай Малышев
Географический диктант: Новомосквичи узнали как попасть в Тмутаракань . Фото: Николай Малышев

В этом году Международная просветительская акция «Географический диктант» прошла 11 ноября в 99 странах мира. Познавательный тест написали почти на четырех тысячах площадках, в том числе в Камбодже, на Международной космической станции и в поселении Первомайское. 

Акцию организовали представители Русского географического сообщества. Многие наши соотечественники , проживающие за границей, получили возможность поучаствовать в диктанте впервые: свои знания проверили жители Лаоса, Непала и Коста-Рики. А самыми необычными площадками стали скоростной поезд «Стриж» №13 «Москва-Берлин » и Международная космическая станция.

Перед началом диктанта, прямо с орбиты, к участникам акции обратился космонавт Сергей Прокопьев. Видео опубликовали в социальных сетях Русского географического сообщества.

— Издревле люди с интересом смотрели в небо и мечтали попасть в космос. Я осуществил заветное желание и сейчас с восхищением смотрю на нашу голубую планету с орбиты. И всегда с замиранием сердца жду той минуты, когда буду пролетать над Россией, — поделился Сергей Прокопьев.

За 45 минут участники акции ответили на 30 вопросов теста, который состоял из двух частей. В этот раз задания диктанта изменились. Если раньше он напоминал экзамен, то сейчас тест стал чуть менее сложным — многие задачи можно было решить с помощью логики.

На площадках к этому событию были приурочены выставки, конкурсы и игры. Это помогло сделать географический тест праздником для всей семьи.

В этот день школа №1391 была на редкость оживлена для выходного дня. В холле здания вели регистрацию школьницы, по которым было видно, что они чрезвычайно серьезно относятся к возложенным на них обязанностям. В классе участники разбились на два лагеря. Слева сидели ребята, служащие в 60-ой танковой бригаде в подмосковном городе Калининец. А справа — ученики и их группа поддержки. Кому-то даже удалось затащить в школу маму и старшую сестру в это ранее осеннее утро.

Когда все окончательно расселись, свое выступление начал фотокорреспондент с 35-летним стажем Николай Малышев. Он рассказал участникам про свои самые знаковые снимки, запечатленные в удивительных местах. Каждый кадр фотограф подкрепил интересными историями о странах, где они были сделаны.

 Он рассказал участникам про свои самые знаковые снимки, запечатленные в удивительных местах. Фото предоставил Николай Малышев
Он рассказал участникам про свои самые знаковые снимки, запечатленные в удивительных местах. Фото предоставил Николай Малышев

— Во время командировок я работал со многими государственными деятелями. Моя задача состояла в том, чтобы отображать все действия, которые проходили с главными лицами. Во время редких моментов перерыва я старался запечатлеть небанальные уличные моменты, — рассказал Николай Малышев.

Все внимательно слушали, а самый ответственный молодой военный ежесекундно делал фотографии работ и слушателей небольшой лекции. Некоторые кивали, соглашаясь с умозаключениями Николая. В течение всего рассказа в классе царила атмосфера необычного школьного урока, когда преподаватель решил немного отклониться от плана занятий и описать те вещи, интерес к которым и заставил его выбрать эту профессию.

Фотокорреспондент поведал о своих путешествиях в Италию, Францию, Индию, Англию и другие страны. Одной из самых интересных  он назвал ситуацию, которая произошла вблизи вулкана в Никарагуа. Над жерлом которого часто пролетали попугаи. Оказалось, что таким образом птицы чистят свои перья.

— Я много снимал в горах на Северном Кавказе. Но одно из самых незабываемых впечатлений получил, когда попал на юг. Поразительно, но я не мог узнать ни одного знакомого созвездия. Там абсолютно другое небо: оно очень черное, а сами звезды — как на ладони, — поделился фотограф.

Свой рассказ Николай Малышев подытожил показательным примером влияния географии на ход истории. Во время Великой Отечественной войны члены географического общества создали много карт.

По ним проложили огромное количество маршрутов, в том числе и «Дорогу жизни». Когда Ленинград был осажден, она служила единственной транспортной магистралью, которая связывала город с окружающим миром. По этой дороге эвакуировали более миллиона человек и перевезли около полутора тысяч грузов, в основном продовольственных.

Когда настало время писать сам Географический диктант все как-будто встрепенулись ото сна и начали шелестеть бумажками. Самый первый вопрос сразу привел участников в замешательство и заставил с улыбкой переглядываться между собой — «Появление именно такого названия словарь Брокгауза и Ефрона объясняет тем, что на обложке этого издания обычно изображался титан, держащий на плечах земной шар. Как мы называем такое издание?». Тогда-то и стало понятно, что одними школьными знаниями тут не отделаешься.

Когда все смирились с тем, что вопросы будут связаны не только с географией, но и с историей, экономикой, биологией и литературой, отвечать стало легче. Никто не подглядывал в телефоны, может только мельком в листок соседа. Больше всех веселился руководитель танковой бригады. Позже он рассказал, что ребята приехали в школу по собственному желанию, ведь президент Русского географического общества — Сергей Шойгу. Министр обороны Российской Федерации тоже написал в этот день диктант, только в Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова. Таким образом юные военные решили поддержать своего начальника.

Одними из самых сложных вопросов стали — «На какую должность путешественник Тур Хейердал приглашал полярника Юрия Сенкевича  в экспедицию на папирусной лодке «Ра»: кок, врач, штурман или антрополог?», «Именем какого былинного богатыря назван один из самых высоких водопадов России, который находится на Курильских островах?», «Как сейчас называются те самые тунгусы, которых Александр Пушкин упомянул в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?».

Задания озвучивали такие известные личности, как певец Лев Лещенко, телеведущая Яна Чурикова, музыкант Гарик Сукачев и журналист Дмитрий Дибров.

 

Вопросы напоминали викторину и были связаны не только с географией, но и с историей, экономикой, биологией и литературой. Фото: Николай Малышев
Вопросы напоминали викторину и были связаны не только с географией, но и с историей, экономикой, биологией и литературой. Фото: Николай Малышев

Сам диктант пролетел незаметно. Складывается такое впечатление, что больше всего участников обрадовала возможность вернуться на школьную скамью и вновь почувствовать себя прилежными или не очень учениками.

Организаторы акции отмечают, что цель диктанта — привлечь внимание к качеству географического образования в стране. По опыту прошлых лет стало понятно, что средний балл у людей старшего поколения был выше, чем у нынешних школьников и студентов.

Для этого эксперты, в том числе и Русского географического сообщества, разрабатывают новую концепцию географического образования. Теперь больше никто не перепутает обозначение марганцевых руд и не спросит что такое Тмутаракань.