Дата дня: 70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу»

Автор: Елена Олесик
70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу». Фото: Википедия.
70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу». Фото: Википедия.

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя В.М. Молотова, собрали первую партию 5-местных легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» с 50-сильным 4-цилиндровым двигателем. Машина стала символом победы Советского Союза над фашистской Германией и самым комфортным серийным легковым автомобилем своего времени.

В годы войны советские конструкторы получили большой опыт эксплуатации и обслуживания немецких трофейных и американских автомобилей, поступавших по ленд-лизу. Германия и США в те годы были признанными лидерами в области автомобилестроения. Помимо этого, Горьковский автомобильный завод в военные годы собирал машины Chevrolet. С учетом этого ценного опыта формировались технические задания и велось проектирование первых советских послевоенных грузовых и легковых автомобилей.

«Победа» стала первым советским автомобилем с несущим кузовом. Также это был первый в мире серийный автомобиль с кузовом бескрылой конфигурации – у машины не было выступающих крыльев. Кузов «Победы» имел особую покатую форму крыши – фастбэк, – которая плавно, без ступеньки, переходила в крышку багажника.

Для своего времени «Победа» отличалась великолепной отделкой и оборудованием. Бескрылая форма кузова позволила максимально расширить внутреннее пространство, сделать салон более комфортабельным и свободнее расположить пассажиров.

В отделке панели приборов широко использовался серый, цвета слоновой кости или коричневый пластик. Из него также были сделаны руль, различные рукоятки и кнопки. Сама панель была отштампована из стального листа и окрашена под цвет кузова. Она содержала спидометр, указатель уровня бензина, амперметр, указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе, контрольная лампа дальнего света, лампы указателя правого и левого поворотов, электрические часы с питанием от бортовой сети автомобиля.

Двери машины были обтянуты коричнево-бежевым или серым кожзаменителем. Диваны с пружинами и мягкой набивкой обтягивались высококачественными шерстяными тканями. Кроме того, в машине были два противосолнечных козырька, две пепельницы, прикуриватель, потолочный плафон с автоматическим включением, подкапотная лампа, переносная лампа и другие новшества. Начиная со второй серии, появился отопитель с антиобледенителем лобового стекла, а на третьей серии — радиоприемник с антенной, расположенной над лобовым стеклом.

Когда создавалась «Победа», у советских автозаводов еще не было устоявшихся эмблем. Поэтому буквально на каждую модель создавались свои оригинальные шильдики. Эмблемой «Победы» стала буква «М». В ней можно было одновременно разглядеть намек на зубец стены Нижегородского Кремля и парящую чайку — символ Волги. Сама же буква указывала на название «Молотовец» (с начала 1930-х и до конца 1950-х завод носил имя наркома В. М. Молотова). Заливка эмблемы была красной — цвета знамени СССР.

«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт. До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин. Такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед».

«Победа» выпускалась на Горьковском автомобильном заводе до 1958 года. Всего было выпущено более 240 тысяч автомобилей, включая 14 тысяч кабриолетов и 37 тысяч модификаций такси. До 1956 года таксопарк Москвы был укомплектован только «Победами» и ЗИС-110.

Сегодня «Победу» можно увидеть в музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Кстати

В начале марта в парке Сокольники проходила выставка «Гараж особого назначения», где было можно увидеть автомобили, которыми пользовались Ленин и Сталин.



Новости СМИ2