Дата дня: 113 лет назад была запущена Транссибирская магистраль

Автор: Елена Олесик
Железнодорожный мост через Каму в Перми. Фото: С. Прокудин-Горский, Википедия.
Железнодорожный мост через Каму в Перми. Фото: С. Прокудин-Горский, Википедия.

14 июля 1903 года состоялся запуск Транссибирской железнодорожной магистрали. На сегодняшний день Транссиб – самая длинная железная дорога в мире.  

13 июня 1891 года император Александр III подписал рескрипт о сооружении Великого Сибирского пути близ Владивостока. 3 ноября 1901 года произошла смычка рельсов, а 14 июля 1903 года состоялся ввод дороги в эксплуатацию.

Строительство дороги велось с 1891 года, движение поездов по Транссибирской магистрали началось в ноябре 1901 года. А 14 июля 1903 года открылось регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром. Через Байкал, тем не менее, вагоны переправляли на специальном пароме.

Непрерывный же рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился в октябре 1904 года, после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге. Год спустя от берегов Атлантического океана до берегов Тихого только без использования паромных переправ стали следовать уже регулярные пассажирские поезда.

Завершилось строительство Транссиба на территории Российской империи 18 октября 1916 года, когда был пущен Хабаровский мост через реку Амур. Исторически Транссибирской магистралью является восточная часть современной магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока длиной около 7 тысяч км.

Фактическая протяженность современного Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) составляет 9288,2 километра. Магистраль проходит по территории двух частей света – Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт дороги – Ярославский вокзал в Москве, конечный – Владивостокский вокзал во Владивостоке.

С 1958 года проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ. На его пути расположено 87 городов, среди которых — Ярославль, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Биробиджан, Хабаровск, Уссурийск и Владивосток. Дорога пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров проходит вдоль озера Байкал и 39 километров – по берегу Амурского залива Японского моря.

По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года поезд был окончательно отменен. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, преодолевавший расстояние 10259 км за 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он был также был отменен из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года, самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.

КСТАТИ

В начале июля 2016 года из Москвы выехали участники велопробега Москва-Владивосток, который пройдет вдоль Транссибирской магистрали. В пробеге участвуют десять спортсменов-велосипедистов, на преодоление дистанции им отведено 24 дня.



Новости СМИ2