Андрей Дементьев: Я писал поэмы о человеческих поступках

Автор: Светлана Гаврилова 0 424
Москва. Поэт Андрей Дементьев выступает на дне рождения российского художника Никаса Сафронова (фото сделано 8 апреля 2016 года).
Москва. Поэт Андрей Дементьев выступает на дне рождения российского художника Никаса Сафронова (фото сделано 8 апреля 2016 года).

Поэт Андрей Дементьев — «переделкинский» дачник. В интервью «Новым округам» он рассказал, как ему удается хорошо выглядеть в свои годы.

В свои 88 лет Андрей Дементьев состоит в Общественной палате РФ, ведет программы на радио, телевидении, руководит «Домом поэзии» в Твери, и это далеко не весь перечень «активностей».

- Андрей Дмитриевич, получается, поэт не может выразить себя только через творчество?

- Просто я с самой ранней юности старался быть в гуще жизни. Мне интересна журналистика, потому что это еще один коридор к читателю, к слушателю. С годами, когда я приобретал известность, авторитет, мне постоянно предлагали заниматься общественной деятельностью. В Общественной палате РФ я уже 8 лет. Чем больше общения, тем больше жизнь открывается перед тобой.

А для поэта это очень важно, чтобы вся жизнь была в нем, в его строчках. Было время, когда я мало писал стихов. Например, когда работал в журнале «Юность» (начало 70-х — начало 90-х годов). Журнал так меня увлек, он был самым популярным в стране. Когда я был главным редактором, в течение 12 лет, его тираж достигал 3 миллионов 300 тысяч. В мире такого тиража не было ни у одного литературного журнала.

- У вас вышло более 100 книг со стихами. Что вас вдохновляет на творчество?

- Каждое стихотворение — это эпизод моей жизни. Приведу пример. Работая в Твери в газете, я каждый вечер возвращался полем на дачу, где мы жили в летнее время.. Шел однажды, любовался, как рожь колосится, и вижу— стоит среди ржи одинокий подсолнух.

И я придумал такую историю. Якобы тракторист был влюблен в девушку, которая работала на сеялке. Однажды, когда он ремонтировал на поле трактор, она рядом лущила семечки и случайно рассыпала их. Этот подсолнух подсказал мне стихи, которые даже Александр Твардовский, великий наш поэт, читал наизусть. Я счастливый человек. Недавно после выступления на книжной ярмарке давал автографы и был поражен читательской очередью, которая через весь зал выстроилась ко мне. И новые книги последних лет переиздаются десятки раз, для поэта это самое дорогое.

- В советское время вы написали несколько больших поэм. Почему больше не пишете?

- Я писал поэмы о поступках. Например, о ткачи- хе Валентине Гагановой, перешедшей бригадиром из передовой бригады в отстающую, чтобы поднять ее. Я написал поэму о юношетрактористе, которому, когда он сильно обгорел, спасая трактор, кровь сдавали всем миром такие же мальчишки и девчонки. Почему сейчас не пишу поэмы? Я не такой свободный человек, с одной стороны. С другой, возможно, мне не попадалась такая история, которая бы меня настолько захватила. Хотя уверен, что герои для поэм есть и в нынешнее время. Сейчас я пишу недлинные стихи, стараюсь в нескольких строчках сказать главное.

- На ваши стихи написаны сотни песен. Многие из них из категории «на все времена», их исполняют молодые артисты. В чем секрет долголетия песни, по-вашему?

- В песнях, помимо стихов, очень многое зависит от музыки. Удачная судьба будет у песни или нет, зависит от того, насколько совпадут композитор, поэт и исполнитель. Чувство мелодии живет во мне с детства, я родился в музыкальной семье. Видимо, и мои стихи — музыкальные, поэтому композиторы берут их из моих книг. Но бывает и наоборот — почти все песни, созданные с Евгением Мартыновым, написаны мною на музыку. Так же работал с Раймондом Паулсом, Арно Бабаджаняном, Владимиром Мигулей.

- Вам нравится современная эстрада?

- Нет. Мне нравится то, что делают отдельные люди, например, Игорь Крутой, Игорь Николаев, Олег Газманов… Раньше были худсоветы, в которых заседали композиторы, поэты. Я был членом худсовета и на радио, и на телевидении, на фирме «Мелодия». Мы старались не пропускать в эфир пошлость, банальность. Я против цензуры, но и против того, чтобы был произвол. Не хочу никого цитировать, но очень много пошлости.

- Как вам удается в своем возрасте так хорошо выглядеть?

- Я всю жизнь занимался спортом. С детства решил не пить и не курить и выполнил это обещание. Но самое главное — я никому никогда не завидовал, а только радовался успехам других людей. Думаю, сейчас сказывается закалка, накопленная за всю жизнь.

- Что вы думаете о Новой Москве?

- Столица должна расширяться, это естественно. Мне нравится Новая Москва. Любой переходный период непростой. До того, как переехать в Москву, я жил в деревянном доме, без удобств и горячей воды. Потом стал городским парнем, и мне это понравилось. Важно, чтобы все в Новой Москве было сделано на высоком уровне, чтобы было и красиво, и удобно жить. Пока еще на красиво выложенных улицах не хватает бытовой инфраструктуры. Но все мы видим и радуемся, что Москва хорошеет с каждым днем! Появляются скверы, детские площадки, обновляются тротуары. И не только на новых территориях, но и в центре столицы.

СТИХИ. Выхода нет.

Есть неизбежность...

Наша любовь — Это наша вина.

Не находящая выхода

нежность

На вымирание обречена.

Выхода нет.

Есть безнадежность

И бесконечность

разомкнутых рук.

Мне подарил твою

нежность художник,

Чтобы спасти меня в годы

разлук.

***

Видимо, ты опоздала

родиться.

Или же я в ожиданье

устал.

Мы — словно две

одинокие птицы —

Встретились в небе,

Отбившись от стай.

***

Выхода нет.

Ты страдаешь и любишь.

Выхода нет.

Не могу не любить.

Я и живу-то еще

Потому лишь,

Чтобы уходом тебя не убить.

Написано в 1996 году



Новости СМИ2