Александр Лосото: две интриги выставки Айвазовского

Автор: Александр Лосото
Обозреватель газеты «Вечерняя Москва»  Александр Лосото. Фото: архив "Вечерней Москвы".
Обозреватель газеты «Вечерняя Москва» Александр Лосото. Фото: архив «Вечерней Москвы».

29 июля в Третьяковской галерее открылась главная выставка года — 120 картинами и 55 рисунками представлен самый известный русский маринист Иван Айвазовский.

Вообще-то выставки Айвазовского проходят довольно часто — слишком большое творческое наследие оставил этот чрезвычайно плодовитый художник. Одних только картин насчитывается около 6 тысяч, причем нет никакой уверенности, что все они описаны и каталогизированы. Но последние выставки были достаточно камерными и не претендовали на монографический масштаб. А тут — настоящее пиршество для поклонников Айвазовского. В Москву привезли и лучшие морские пейзажи из собраний Санкт-Петербурга (Русского музея, Петергофа, Павловска, Царского села), и работы из региональных музеев, которые столичным любителям искусства практически незнакомы. Можно помедитировать на самое знаменитое полотно художника — «Девятый вал», знакомый даже тем, кто никогда не бывает в галереях. Многих, наверное, захватит суровый драматизм «Волны» — самый, быть может, крупный шедевр позднего Айвазовского, написанный в 1889 году. И, напротив, внимание привлечет редкость — после реставрации демонстрируется большая картина «У берегов Кавказа», которая ранее вообще никогда не выставлялась.

Своей выставкой Третьяковка обещает изменить отношение к Айвазовскому как к салонному и коммерческому в худшем смысле слова художнику, открыть в его произведениях новые смыслы. И даже — цитирую — «сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества». Задача сколь амбициозная, столь и мудреная: мастерство Айвазовского в изображении водной стихии признано всеми, но художником-философом его назвать очень уж затруднительно. Что ж, тем интереснее будет пойти в Третьяковку и узнать, что же в итоге удалось, и изменится ли после посещения выставки наш взгляд на творчество этого популярного живописца. Главное — попасть на выставку. Все еще помнят безумные очереди и даже давку на монографической выставке Валентина Серова. Удалось ли галерее сделать правильные выводы и справиться с очередями — вторая интрига выставки.



Новости СМИ2