Пятница, 29 марта 2024, 11:00
Небольшой Дождь 6°

Опросы

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Знаете ли вы, в каком из учреждений Новой Москвы помогают людям с расстройствами аутического спектра?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
— Важно, чтобы каждый человек имел возможность заниматься спортом рядом с домом, в пешей доступности. На должности директора, я активно работаю над популяризацией здорового образа жизни в поселении.
директора Центра культуры и спорта «Медведь» Кристина Тумасяна
1 февраля 1983 года. Александр Филиппенко в телеспектакле «Вознаграждение — 1000 франков». Фото: Александра Мудрац, ТАСС

Александр Филиппенко: Мэтр пожелал мне попутного ветра

 1 февраля 1983 года. Александр Филиппенко в телеспектакле «Вознаграждение — 1000 франков». Фото: Александра Мудрац, ТАСС
1 февраля 1983 года. Александр Филиппенко в телеспектакле «Вознаграждение — 1000 франков». Фото: Александра Мудрац, ТАСС

Александр Филиппенко живет в Новопеределкине много лет. И что самое любопытное — в доме, в котором когда-то в детстве жил и вырос его коллега по актерско-режиссерскому цеху Борис Грачевский, «папа «Ералаша».

— Александр Георгиевич, а вы знали об этом обстоятельстве?

—  Знал. Хотя, наверное, если Борис приедет в этот дом, то мало тут что узнает. Разве что яблони в саду, которые сажал еще его дед. Мы вот ждем яблоневого Спаса, будем собирать урожай. Яблок бывает много. Вообще наш район сильно изменился за последнее время, и не узнать. Идет великая стройка в округе.

— А через дорогу в сторону писательского кладбища прогуливаетесь?

— Когда ко мне приезжают друзья, непременно вожу их туда. Раньше были сложности с переездом, но теперь появилась эстакада, можно легко добраться. Что приятно, конечно. И на могилу к Корнею Чуковскому тоже заходим.

— Раз уж мы заговорили о кладбище, то 3 августа исполнилось десять лет со дня смерти еще одного нашего великого современника — Александра Солженицына. А у вас есть ведь моноспектакль «Один день Ивана Денисовича» по его произведению. Вы общались лично?

— Имел честь, но по электронной почте.

Я сделал сначала моноспектакль «Случай на станции Кочетовка» по его рассказу.

Александр Исаевич был в сомнениях по поводу Кочетовки: «Ну зачем вам инсценировка? Возьмите лучше мои пьесы…» Но мне очень нравился этот рассказ, я на- стоял. В итоге он дал согласие. И поэтому потом уже с «Иваном Денисовичем» было проще. В день премьеры спектакля я получил книгу с драгоценным автографом Александра Исаевича Солженицына: «Александру Георгиевичу Филиппенко — попутного ветра! 25 мая 2006 г.

Я играю этот спектакль нечасто: он для меня важный и трудный энергетически.

Как будто прохожу весь лагерный путь Ивана Денисовича за один вечер.

18 марта 2010 года актер выступает на литературно-музыкальном перформансе «Триумф художественного вкуса» в Доме музыки. Фото: Дозорцев, РИА Новости

— Недавно общалась с вашим сокурсником по физтеху, соратником по КВН Иосифом Рабиновичем, ученым, который занимается в свободное время тем, что поднимает со дна старинные фрегаты и корабли. А какое влияние ваша физтеховская специализация «Физика быстропротекающих процессов» оказала на ваше творчество?

— На самом деле всем, что во мне есть хорошего, особенно системности мышления, я действительно обязан физтеху. И еще студии МГУ «Наш дом», куда попал благодаря упомянутой вами команде КВН физтеха, где я был, кстати, самым молодым участником. Один из создателей КВН и его первый ведущий Альберт Аксельрод и пригласил меня в театральную студию МГУ «Наш Дом», на небосклоне которого сияли тогда три фамилии — Розовский, Аксельрод, Рутберг. С этого все и началось.

— Вам везло на режиссеров?

— Мне посчастливилось работать с великими режиссерами. Роберт Стуруа, Рачья Каплянян, Роман Виктюк... Еще работая с Эфросом, который говорил: «Актер должен понимать свое место в формуле», я запомнил, что надо сознательно творить на эту формулу, а не приносить в нее все краски, которые у тебя есть. А теперь я работаю уже с сыном Эфроса — с Дмитрием Крымовым, у которого совсем другие краски, поскольку он художник! Он предложил мне интереснейший и неожиданный проект, то, чего у меня никогда не было в репертуаре: Хемингуэй — про любовь и смерть.

— Вы работали и с Алексеем Германом-старшим. Таких мэтров остается все меньше, да и актерская школа благодаря сериалам трансформируется. Не находите?

— Я помню, как еще на съемках «Бедной Насти» сидели консультанты из Голливуда и просили не нарушать технологии классических мыльных опер. «Никакой чеховщины, полутонов, только стремительные повороты сюжета, и экшен, экшен!» И ты привыкаешь, перестаешь замечать тривиальность этих текстов.

В итоге — никаких сложных образов.

Только типаж. Для молодых актеров такой способ существования — большая опасность. Штампы прилипают намертво. И трудно потом выскочить из стереотипа. Но выход есть: молодой артист не должен бояться отказываться от того, что ему не по сердцу. В этом процессе, как ни странно, помогает чтение хороших книжек — Довлатова, Зощенко, Платонова.

Говорю о том, что хорошо знаю: потому что регулярно читаю их произведения в своих сольных концертах.

Новости партнеров